Найти тему
VarТехник

Почему в Т-72 нельзя использовать длинные снаряды? Проблема не в бортах...

Оглавление

Самые ярые критики Т-72 часто говорят о его автомате заряжания, который не то что играет роль «пороховой бочки» для экипажа, ещё и не даёт использовать более пробивные ОБПС. Зачем эти снаряды нужны танку понятно, но надо ли их много – вопрос. Однако сейчас не об этом… Почему же автомат заряжания Т-72 почти невозможно расширить?

Автомат заряжания.

Для начала давайте определимся с одним моментом… Карусельный автомат заряжания впервые использовали в танке Т-64, то есть – в 1963 году. Изначально он был рассчитан на 115 мм раздельные выстрелы орудия Д-68, оно же адаптированное У-5ТС. Эта пушка использовалась ещё в Т-62, но из-за особенностей автоматики и башни, казённую часть пришлось доработать.

Конструкция представляет собой круглый транспортёр, подвешенный за погон башни. В самом транспортёре заряды уложены вертикально, а снаряды горизонтально. Соединение двух лотков производится через шарнир. Вращение транспортёра осуществляется с помощью гидравлического механизма, и та же самая гидравлика приводит в действие рычаг, который цепляется за горизонтальный лоток со снарядом и поднимает его на уровень каморы орудия.

-2

Кроме транспортёра и зарядного механизма с досылателем, конструкция имеет датчик, определяющий тип снаряда. Они, вместе с некоторыми гидравлическими механизмами, расположены в центре окружности транспортёра, что и ограничивает длину бронебойно-подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном.

Но это Т-64, а что же у Т-72? На самом деле, изъян принципиально не меняется… Транспортёр изначально был рассчитан на калибр 125 мм, но его фиксация в танке производится в корпусе, а не в погоне башни. Снаряды и заряды находятся в горизонтальном положении. Сам транспортёр вращается не с помощью гидравлики, а благодаря электромотору. Именно это отличие разделило механизм Т-64 от автомата Т-72. Но мы далеко ушли от темы… Центр автомата у Т-72 так же занят датчиком, но на сей раз, части гидравлики заменена на электромотор. Снаряды поднимаются с помощью отдельного механизма, соединяющего корпус с башней. С помощью цепного привода, снаряд и заряд поднимаются к каморе орудия и заряжаются досылателем «в два приёма».

-3

Что ещё мешает расширению автомата?

Карусельный механизм и автомат были рассчитаны на определённую ширину боевой машины, и если попытаться выйти за это ограничение, можно встретить ряд проблем. Одна из них – необходимость уменьшить толщину брони, если расширение не будет превышать 150-160 мм в диаметре. Если расширение диаметра будет больше, то придётся отрезать кусок брони полностью и приваривать дополнительную деталь, которая будет выпирать за основную часть корпуса.

Безграничным такое расширение тоже не назовёшь, ведь рано или поздно, дополнительный элемент брони упрётся в катки. Это касается всех танков семейства Т-64, от самого родоначальника до наиболее современных Т-90М и БМ «Оплот». Отдельно можно упомянуть китайские Type 96 и Type 99. Они тоже относятся к советской школе и используют автоматику с горизонтальным расположением снарядов и зарядов.

-4

«Почему бы не сделать башенный АЗ»? Хороший вопрос… Работы над ним были, наверняка и сейчас идут. Однако башенный автомат имеет ряд проблем с безопасностью для экипажа. Отличный пример – танки НАТО. Их хвалённые вышибные панели бесполезны, если в боекомплекте есть кумулятивные, многоцелевые и фугасные снаряды в различных вариациях. Исключение картечь, ведь взрывчатое вещество есть только в гильзе. Сам снаряд под завязку набит вольфрамовыми шариками, а от гильзы их отделяет поддон. Выражаясь проще, для башенного АЗ нужен доступ к пушке в боевом отделении, то есть бронированная автоматическая дверца. Она будет служить уязвимой зоной и не будет никаких гарантий, что при взрыве её не вобьёт в боевое отделение, а огонь не погубит экипаж. Подобные случаи были на западе, но на них мало кто обращает внимание.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.