Найти тему
Русичи

Кто придумал, что Москва - третий Рим?

И что там за первые два Рима?

Под этим лозунгом веками жила наша страна. Пусть даже в имперские времена столицей ее была вовсе не Москва. Но сама идея все равно оставалась. "Два Рима пало, третий стоит, а четвертому не бывать!" - эту чеканную формулу знала вся русская элита.

А откуда вообще взялась эта фраза? Кто ее первый сказал и по какому поводу?

Жил на рубеже XV - XVI веков во Пскове монах Филофей. В более поздние времена его бы непременно назвали философом и мыслителем, а тогда - просто почтенный старец. Очень образованный, начитанный, с живым умом. Настоящий интеллектуал своего времени.

В 1523-1524 годах он пишет два послания - к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю Мунехину и... к самому великому князю московскому и всея Руси Василию Ивановичу.

-2

Формально послания имеют чисто прикладной характер. Первое, к дьяку, посвящено возражениям против астрологии. Второе, к великому князю, поучает, как правильно креститься.

Но попутно Филофей формулирует свою главную, выношенную и выстраданную, концепцию. В письме к дьяку он дает ее наброски. А потом уже отточенными тезисами излагает ее Василию III.

Звучит это в переводе на современный русский язык так:

"...Старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, - так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь".

И тут сразу прописана вся суть концепции. Римская империя была великой христианской державой, но впала в ересь и была наказана падением. Ее наследницей стал Константинополь, но и он пал, будучи завоеван мусульманами ("агарянами").

И вот теперь задача Москвы - быть твердыней православия, наследницей обоих Римов и соединить под своим крылом все православные народы мира.

-3

Кстати, обратите внимание, что Филофей называет Василия III, великого князя, ни много ни мало - царем! Потому что та роль, в которой он его видит, это и есть роль царя.

Как мы помним, уже следующий русский правитель, сын Василия, превратил эту идею в реальность, приняв царский титул. Звали этого правителя Иваном, прозванием Грозный.

__________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи"