Давайте начнем с самого начала. Еврейский народ, каждый представитель которого является потомком Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии и Рахили, начался на горе Синай, когда Моисей вывел его из Египта, а Господь наделил всеобщим законом. Все присутствующие при этом стали основателями новой нации, которая захватила Землю обетованную и стала там жить.
После разрушения еврейских государств в Восточном Средиземноморье, которое случилось более двух тысячелетий назад, евреи стали народом диаспоры и основали свои локальные общины по всему миру. Поскольку Израиль и Иудея пали в разное время, то и общины эти появились совсем не одновременно.
Из-за строгости иудейского религиозного закона, в них всегда сохранялась четкая преемственность, и люди были связаны воедино верой, обычаями, брачными союзами и языком. Для чужака вступить в эту общину было возможно, но довольно затруднительно, да и не престижно. С глубокой древности евреем считался только тот, кто принял иудаизм с помощью специальной процедуры, а также любой человек, чья мать была еврейкой.
Из-за того, что народ оказался разбросан по огромной территории, сложились его исторические подгруппы. Сефарды поселились в Испании и Португалии и находились там до 15-о века; мизрахи жили на Ближнем Востоке неподалеку от своей исторической родины; ашкеназы изначально обитали в Италии, но в итоге поселились в Германии, а оттуда разошлись по всей Европе.
Сефарды и ашкеназы генетически довольно близки друг другу, но их этническое единство с мизрахами было разорвано 2,5 тысяч лет назад, когда Израиль был захвачен Ассирией, а Иудея покорена Вавилоном. А ведь есть еще китайские, грузинские и йеменские евреи!
Поскольку евреи два с лишним тысячелетия жили в диаспоре, а их народная вера допускала некоторую степень смешения с другими народами, региональные диаспоры довольно сильно разошлись друг от друга в плане внешности. Поэтому велик соблазн назвать евреев разными этносами, объединенными общей иудейской религией.
Тем более, что существуют крупные группы людей, не входящих в эту общепринятую классификацию и не имеющих с ней исторических связей, вроде фалашей из Эфиопии и Бней-Менаше из Индии. Они совсем не имеют ближневосточных генов, но являются евреями по самым высоким раввинским стандартам.
Уже почти сто лет еврейские и не еврейские ученые пытаются с помощью науки выяснить, являются ли дети Сиона народом или религиозной группой, приводя доводы как в пользу одного, так и в пользу другого. До основания Израиля все, в основном, настаивали на первом, пытаясь как-то обелить евреев в глазах европейцев.
Дескать современные представители этого народа не имеют никакого отношения к действующим лицам Библии и не виноваты в том, что случилось с Иисусом, поскольку являются перешедшими в иудаизм европейцами или даже хазарами. После воссоздания еврейского государства ученые наоборот начали всех убеждать, что они истинные потомки древнего Израиля и имеют на эту землю прямое и непосредственное право.
Несмотря на то, что генетика вполне достоверно доказала, что сефарды, ашкеназы и мизрахи имеют, по большей части, ближневосточное происхождение, и не несут в себе никаких «хазарских» генов, далеко не все современные евреи солидарны в том, что же такое еврейство. Национальность? Вера? Культура? Наследие? Причиной является то, что большинство нынешних евреев не религиозно, и среди них встречаются люди любого цвета кожи и происхождения.
Тем более что Израиль, как любое эффективное государство, построил сильное гражданское общество, где люди связаны чувством ответственности друг за друга лучше, чем общей культурой и религиозными предпочтениями.