«Богатыри» – самая масштабная работа художника: и в пространстве, и во времени. Самый первый эскиз с фигурами трех богатырей-всадников Васнецов создал еще в 1876-м году, в парижской мастерской Василия Поленова. Тогда этот набросок показался его коллегам-художникам очень неожиданным, и Васнецов тут же подарил было его Поленову. Тот ответил дальновидно: что примет в дар эту работу только после того как на основе эскиза будет создана большая картина.
Отложив свой парижский набросок на несколько лет, Васнецов возвращается к нему в Абрамцеве, в имении Мамонтовых. По словам самого художника, мощные дубы в парке натолкнули его на мысль опять приняться за "Богатырей". Организационную проблему: где разместить полотно размером три на четыре с половиной метра – тут же решает хозяин усадьбы Савва Мамонтов. Специально для этой картины Васнецова строится отдельная мастерская.
Алёшу Поповича Васнецов пишет с Андрея Мамонтова, сына Саввы Ивановича. Добрыне Никитичу художник придает некоторые собственные черты, а некоторые - своего друга Поленова. Илью Муромца пишет с крестьянина. Кони тоже имеют прототипов – из барских конюшен Абрамцева. Искусствоведы давно заметили, что кони у богатырей - под стать хозяевам. Мощный, спокойный, сильный конь у Ильи Муромца. Резвый, горячий скакун у Добрыни Никитича. И хитрый низкорослый конь, который опустил голову и из-под рыжей чёлки хитро смотрит по сторонам, - у Алёши Поповича.
Это огромное полотно Васнецов перевозит с собой из Москвы в Киев, а потом – обратно. К завершению росписей в киевском соборе Васнецов, наконец, достраивает дом в Москве, по собственному эскизу. Получается «нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом». Домик с зеленой крышей и сегодня прячется между обычных московских девятиэтажек: полутемные жилые комнаты с массивной деревянной мебелью и светлая мастерская во весь второй этаж. Учитывая размеры картин Васнецова, ему необходимо именно такое пространство для творчества – с потолками высотой шесть метров и тремя огромными окнами, которые дают прекрасное освещение. Васнецов всегда пишет только при свете дня.
"Наконец-то я устроил свою семью, «Богатырей» и их верных коней, в подходящем помещении", - скажет Васнецов. Здесь он положит последние мазки на картину, которую писал больше двадцати лет. В этой мастерской богатырей увидит Павел Третьяков, и отсюда они переедут в его Галерею.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
Подробнее: