Центральной точкой любого графического ускорителя, конечно, является сам графический процессор (ГП), который производит все расчеты и выводит на монитор надлежащее количество кадров в секунду, в вашей любимой игре. Однако, пользователи зачастую упускают из виду память видеокарты, которая обычно выглядит как небольшие модули вокруг ГПУ, под системой охлаждения.
Память хранит визуальные ассеты, такие как текстуры и другую информацию, которую необходимо обработать графическому процессору, чтобы отобразить готовый кадр. В отличие от ГПУ, скорость работы и производительность видео памяти или VRAM может повышаться не так значительно, и сегодня мы расскажем о новейшем типе VRAM, под названием GDDR6X.
Видеопамять нового поколения
GDDR6X должна прийти на смену GDDR6, и еще более старой GDDR5 в видеокартах высшего ценового сегмента. Хотя обычная GDDR6 и появилась относительно недавно, вместе с картами RTX серии 2000 от NVIDIA и картами RX 5000 от AMD, новая, улучшенная версия видеопамяти разработана специально, чтобы не отставать от постоянно растущих требований к ГП. Причина, по которой производительность видеопамяти настолько важна, заключается в том, что вы можете иметь самый мощный в мире ГПУ, но, чтобы отрисовывать кадры достаточно быстро, ему нужно с чем-то работать.
Поэтому, если VRAM не сможет достаточно быстро передать визуальные ассеты и другие критичные данные вашему ГП, то вы можете столкнуться с тормозами или даже вылетами. Как правило, более высокие разрешения и настройки графики, требуют большего количества видео памяти, для того чтобы хранить больше дополнительной информации. Вот почему вы можете часто видеть в рекомендациях для пользователей, стремящихся играть в разрешении 4K, выбирать версии карт с большим объемом VRAM.
Но вместе с тем, также важна и высокая скорость для перемещения всех этих данных к ГП и от него, где в дело и вступает GDDR6X. В отличие от привычных каналов передачи данных, называемых шинами, которые передают данные по одному биту за раз, GDDR6X использует технологию под названием PAM4, которая представляет собой метод, позволяющий передавать сразу два бита информации при помощи четырех уровней амплитудно-импульсной модуляции.
Увеличенная пропускная способность
Передача двух битов одновременно, значительно увеличивает пропускную способность памяти. И поскольку только старшие графические решения могут обеспечить достаточное количество кадров в секунду при большом разрешении, то и GDDR6X используется во флагманских NVIDIA RTX 3090 и 3080, которые нацелены на разрешения 4Kи даже 8K.
Исходя из того, как много информации каждый модуль GDDR6X может хранить, пропускная способность RTX 3090 может составлять около 1 терабайта в секунду, в то время как 3080 обеспечивает все еще поразительные 760 гигабайт в секунду. Да, бОльшая емкость обеспечивает бОльшую пропускную способность.
Вместе с тем, в теории, технология PAM4 должна быть более энергоэффективна, поскольку она предполагает отправку двух бит за один такт. Это означает, что в будущем, игры в высоком разрешении будут не столь требовательны к блокам питания.
А что же с HBM памятью, которую называли технологией будущего? HBM или память с высокой пропускной способностью действительно выглядела так, как будто собиралась захватить рынок графических решений штурмом некоторое время назад, но она оказалась более сложной для производства, чем различные версии GDDR. Поэтому AMD, которая и разработала такой тип памяти, решила отказаться от нее в сериях карт RX 5000 и RX 6000.
NVIDIA RTX 3090 с памятью GDDR6X 24 Гб из Ситилинк, с доставкой по всей России
Тем не менее, это не означает, что будущие варианты HBM не могут посоперничать с GDDR, ведь производители все еще работают над улучшением этой технологии. И в какой-то момент времени она может стать достаточно дешевой, чтобы вновь появится в потребительских решениях, а не в крупных дата центрах, которые используют ГПУ для неграфических задач, таких как машинное обучение. Однако сейчас, GDDR6X выглядит королем потребительских видеокарт.