Велика и бескрайна наша страна. Разнообразие ее природы и культуры поражает взгляд многих, кто побывал здесь хотя бы раз. Это и суровая красота тундры и быт ее обитателей, и жаркие степи, раскинувшиеся в южных районах, где все еще хранят свои уникальные традиции некогда кочевые народы. И, конечно же – бескрайнее море сибирской тайги, которую по праву величают легкими нашей планеты.
В южной части этого самого «моря» раскинулось нагорье Кузнецкого Алатау, по обеим сторонам которого издревле жили коренные сибирские народы – шорцы и хакасы. И если шорцы предпочитали обходить эти горы стороной, селясь поближе к речным долинам, то их соседи хакасы, наоборот, пользовались богатыми дарами «пестрых гор» - именно так на русский язык переводится слово «Алатау». В горных степях хакасы пасли лошадей, в тайге – охотились и собирали ягоды, а некоторые из гор стали для них по-своему значимыми. В центральной части Кузнецкого Алатау, на территории одноименного заповедника возвышаются над окрестными вершинами три брата: Большой, Средний и Малый Каным. Общее название этих гор – Каным – означает «хан-гора, царь-гора». Прозвали их так не только за то, что они выше соседних гор (1872, 1700 и 1507 м соответственно), но и за то, что они, так или иначе, стали частью культуры этого небольшого народа.
Например, с Малым Канымом (1507 метров) связана старинная хакасская легенда. Одна из вершин горы называется Ханым Тасхыл (Царский голец). По преданию, здесь покоится Чайзан-Силиг-оол, воевавший с казаками Кузнецкого острога – легендарный предводитель хакасов.
«После тяжелого подъема на Ханым-тасхыл Силиг-оол подъехал к озеру Терпек-коль и припал к воде, чтобы напиться. Вместе с водой в его внутренности проник дух-хозяин озера, который скрутил ему сердце и отомстил за смерть брата. Силиг-оол моментально скончался. Боевые соратники похоронили его на вершине славной горы Ханым-тасхыл. Вместе с ним на тот свет отправили трех верховых коней, дабы он там не ходил пешком, и трех рабов, которые стали его «постельной принадлежностью и разостланным изголовьем». Кроме того, был убит телохранитель Алып-Таппа, ставший его спутником в загробном мире. Князь Силиг-оол, осыпанный бриллиантами и самоцветами, навсегда был замурован камнями так, что никто не сможет найти его могилу».
Немногие из тех, кто посещал Малый Каным знают эту легенду. Сюда приходят для того, чтобы, созерцая нетронутую природу, отдохнуть душой и телом от излишней суеты. Свидетели событий тех лет – могучие старые кедры лишь молча созерцают на все происходящее вокруг, а природа нашей страны все еще полна тайн и загадок.
Алексей Самуленков
Фото: Алексей Васильченко