Найти тему
Активный возраст

Не раскрыть карты: как спасти деньги от телефонных мошенников

Оглавление

В этом году клиенты СберБанка сообщали о звонках мошенников 2,9 миллиона раз — в два раза, больше чем в прошлом. Как ни парадоксально, причина такой активности в том, что надёжность банков растёт. Взломать современный банковский компьютер под силу единицам киберпреступников. А вот «взломать» любого из нас гораздо проще — и занимаются этим не хакеры, а социальные инженеры. Искусные манипуляторы добывают секретную информацию, чтобы получить доступ к вашей карте. Рассказываем, что делать, если вам позвонил «сотрудник службы безопасности вашего банка».

Как понять, что звонят мошенники

Злоумышленники прекрасно научились прикидываться сотрудниками банков. Фоном беседы непременно будет шум оживлённого офиса. Ваш собеседник будет говорить очень уверенно, а обратится к вам — по имени и отчеству: к сожалению, личные данные всех нас легко найти в нелегальных базах. Но есть три признака, которые позволят вычислить мошенника.

  • Звонят с неизвестного номера. Номер СберБанка — 900, так что, если на экране высветился любой другой номер, а звонящий уверяет, что он из банка, — скорее всего, это мошенник. Обязательно запишите настоящий номер банка в телефоне. Тогда звонок с другого номера отобразится как неизвестный, а звонок от настоящего сотрудника — именно так, как вы его записали.
  • Давят на вас. Задача мошенников — вывести вас из равновесия, напугать, лишить возможности мыслить рационально. Для этого они будут вас торопить, засыпать лишними подробностями и использовать зловещие формулировки вроде «деньги уходят с вашего счёта прямо сейчас» или «с вашей карты пытаются снять большую сумму».
Конечно, убеждают вас, это можно остановить — стоит лишь сообщить «сотруднику безопасности банка» ваши данные. В этот момент важно помнить, что настоящий сотрудник банка при любой подозрительной транзакции просто заблокирует карту и предложит её перевыпустить.
  • Просят назвать секретную информацию. А теперь главное: сценарий разговора может быть любым, но он непременно придёт к этой точке. Цель преступников — узнать то, что позволит им снять деньги с вашего счёта. Это номер карты, CVV-код (три цифры на её обратной стороне) или код из СМС. Если вас попросили назвать что-то из перечисленного — это точно мошенники.

В некоторых, очень редких случаях, банк действительно может звонить клиенту, чтобы подтвердить, что платёж совершает именно он — например, если вы купили что-нибудь за границей, а ещё вчера были в Хабаровске. Сотрудник может задать вам несколько простых вопросов — о вашей вчерашней покупке или о том, на каком такси вы чаще всего передвигаетесь (для того чтобы убедиться, что разговаривает именно с вами). Но он никогда не попросит назвать данные вашей карты или любую другую секретную информацию.

-2

6 самых распространённых мошеннических схем

  1. «С вашей карты пытались списать деньги в Сочи...». Или в любом другом городе. Это одна из классических уловок, выбивающих из колеи в начале разговора. Пока ваш мозг тщетно пытается понять, почему деньги снимают именно в Сочи, а не, например, во Владивостоке, где вы живёте, — вы в ступоре и не способны мыслить рационально. Мошенники используют это состояние, чтобы выведать всё, что им нужно.
  2. «Назовите данные карты роботу». Раздаётся звонок, и механический голос сообщает, что ваша карта заблокирована из-за подозрительной операции. Для получения дополнительной информации нужно перезвонить по номеру телефона — разумеется, это будет не «900». А дальше в игру вступает «сотрудник службы безопасности». Есть и другой вариант: вас попросят назвать конфиденциальные данные после сигнала роботизированной системе. Действительно, вам ведь всегда говорили, что нельзя называть данные человеку, а это — машина. На самом деле вас внимательно слушает мошенник.
  3. «На вас оформили кредит». Фраза пугающая, поэтому её и используют мошенники. Чтобы отменить заявку, они требуют назвать данные карты и пароль от личного кабинета. На самом деле всё это позволит оформить от вашего имени уже настоящий кредит. Зачисленные по нему деньги у вас попытаются украсть.
  4. «Отправьте деньги на безопасный счёт». Мошенники объяснят это тем, что, пока карта перевыпускается, надёжнее всего будет хранить деньги на защищённом счёте. Конечно же, это счёт, к которому имеют доступ они сами.
  5. «Помогите поймать паршивую овцу». «Сотрудник службы безопасности» или «сотрудник прокуратуры» просит вас помочь в поимке преступника — недобросовестного сотрудника банка. Ловить его будут на живца, то есть на вас. Для этого нужно перевести деньги на другой счёт. Главное условие «спецоперации» — держать всё в секрете и не говорить никому об этом звонке (особенно службе безопасности банка). Так под диктовку незнакомцев вы отправите свои деньги в неизвестном направлении, а потом «служба безопасности» или «следователь» исчезнет навсегда.
  6. «Загрузите приложение». «Специалист технической поддержки» говорит, что зафиксировал неполадки, требующие устранения. Возможно, даже грозит упущенной выгодой: «А то у вас бонусы не начислятся». К счастью, ехать вам никуда не придётся — всё можно исправить удалённо. Достаточно установить специальную программу, нажав на присланную ссылку. Как только вы это сделаете, мошенники получат доступ к вашему компьютеру или телефону, а значит, и банковскому счёту.

___________________________________________________________________

Будьте бдительны и никому не сообщайте данные вашей карты, даже сотруднику банка.