В 2018 году в Париже было достроено здание Дворца правосудия по проекту архитектора Ренцо Пиано. Это хрустальное сооружение почти на окраине французской столицы назвали "самым прозрачным судом". Как и большинство проектов Пиано, здание пронизано светом и поражает своей экологичностью. На нескольких террасах 160-метрового дворца высажены почти 500 деревьев. В здании использована новейшая система сохранения тепла, а также предусмотрен сбор дождевой воды. Все эти черты стали фишкой Ренцо Пиано, который начинал путь к вершинам признания вместе со своим соавтором и другом Ричардом Роджерсом.
Именно они стояли у истоков стиля хайтек, символом которого стал парижский Центр Помпиду 1977 года постройки. Он вызывал резкое недовольство критиков, как впрочем и современный Дворец правосудия в Париже. Как показывает опыт архитекторов, недовольные будут всегда – и на заре карьеры, и на ее пике. Но действительно талантливые произведения всегда найдут своих ценителей.
Наследственность
Сейчас Ренцо Пиано входит в круг тех избранных архитекторов, работать с которыми почтет за честь кто угодно в любой части земного шара. Он, как и многие выдающиеся его коллеги, награжден Притцеровской премией (аналог Нобелевской в архитектуре). Естественно, Пиано уже давно обзавелся собственной архитектурной мастерской Renzo Piano Building Workshop. Для него такое развитие событий было не то чтобы естественным, но вполне закономерным. Будущий архитектор родился в Италии, в семье, где его дед, отец, братья отца и все последующие поколения работали в общей строительной фирме. Семейная компания процветала: после Второй мировой войны для строителей нашлось много работы.
Ренцо, конечно, попытался уйти от неизбежного и попробовал было стать музыкантом, но тяга к архитектуре оказалась сильнее. По словам самого Пиано, он с ранних лет наблюдал за строительством домов и воспринимал это как чудо. Впрочем и город путешественников, в котором будущий архитектор появился на свет – Генуя – сыграл огромную роль в его выборе, заставляя фантазировать о небывалых странах и городах.
Жизненные университеты
Ренцо Пиано обучался проектированию в архитектурной школе Политехнического университета Милана. Затем вполне успешно стажировался в Филадельфии. Ну и после этого, как и многие его будущие соавторы, отправился в Лондон. Создав свой первый самостоятельный проект – павильон Италии для Экспо-70 в Осаке – 32-летний Ренцо привлек внимание Ричарда Роджерса. В 1971 году они создали совместную студию Piano & Rogers в Великобритании. И этот период можно считать началом восхождения к вершинам карьеры для обоих архитекторов. Ренцо и Ричард сразу же выиграли конкурс на строительство Центра Помпиду, что и помогло им громко заявить о себе.
Свою мастерскую Пиано открыл ровно через десять лет – в 1981 году. В течение последующих десятилетий он создал такие значимые проекты, как небоскреб The Shard в Лондоне, офис газеты The New York Times в Нью-Йорке, офисы для компании Lowara в Виченце (Италия), стадион Сан-Никола в Бари (Италия), жилой комплекс Rue De Meaux в Париже, аэропорт Кансай в Осаке (Япония), Музей современного искусства Аструп-Фернли в Осло, Культурный центр Жан-Мари Тжибау в Новой Каледонии и научный музей NEMO в Амстердаме.
Точно выверенные ингредиенты
Как видим, итальянский архитектор создает свои необычные здания по всему миру – в Европе, США, Австралии, Корее, Японии. В 2006 году он назван одним из влиятельных людей мира по версии журнала Time, а в 2013 году Ренцо Пиано стал пожизненным сенатором Италии.
Каждое его здание поражает масштабами, прозрачностью, а также продуманностью экологической составляющей проекта. Море света и воздуха в помещениях, спроектированных Ренцо Пиано, всегда сметает любую критику на его пути. Архитектор уверен, что легкость и вибрации света – это такая же часть композиции, как форма и объем. Добавьте к этому энергосберегающие технологии и парк на крыше – вот и получился рецепт архитектурного проекта от гениального итальянца.