Найти тему
Акум Эксперт

Стандарты пускового тока аккумуляторов: DIN, SAE, EN – как не запутаться

Оглавление

Отечественная (ГОСТ-овская) маркировка АКБ интуитивно понятна, сразу воспринимается и позволяет оценить возможности батареи. Хотя и обозначения на аккумуляторах иностранных производителей вполне ясно описывают характеристики АКБ. Однако есть один показатель, значение которого различается у разных производителей и указывается с использованием стандарта измерения. Речь идет о токе холодной прокрутки или, как его ещё называют, пусковом токе или токе разряда.

Несколько замечаний о параметрах аккумуляторов

Существует четыре параметра, знать которые необходимо, выбирая АКБ для своего автомобиля. К ним относятся:

  • тип АКБ, на машине используется стартерная батарея, обозначаемая в ГОСТ-овской маркировке буквами СТ;
  • напряжение, выдаваемое аккумулятором. Для легкового автомобиля оно должно быть 12 В, для грузовиков – 24 В;
  • емкость АКБ. Она зависит от типа автомобиля (для бензиновых – меньше, для дизельных нужна большая емкость). Измеряется она в ампер-часах (Ач);
  • ток холодной прокрутки или, как его ещё называют, пусковой ток. Измеряется в А, именно о нем и пойдет речь дальше.

Что такое ток холодной прокрутки

Нормативная документация (НД), в частности ГОСТ 959-2002, говорит о токе холодной прокрутки следующее: при разряде батареи током холодной прокрутки Iх.п (стартерным режимом разряда), указанным в НД на батарею конкретного типа, при температуре минус (18±1) °С напряжение через 10 с от начала разряда должно быть не менее 7,5 В, а общая продолжительность разряда, в том числе и током 0,6 Iх.п А, до напряжения 6 В – не менее 90 с, или 150 с в зависимости от назначения.

-2

Если, например, ток холодной прокрутки составляет 520 А, как указано на фото выше, то это значит, что при температуре минус 18 °С батарея сможет отдавать ток 520 А, и через 10 с напряжение на ее выводах будет не ниже 7,5 В. И это еще не все. Если затем продолжить разряд батареи током, равным 0,6 Iх.п(а в нашем примере он будет равен 312 А), то через 90 с на клеммах АКБ будет напряжение 6 В.

Судя по приведенным характеристикам, это мощная батарея, и она способна запустить если не любой, то многие ДВС в суровые морозы.

При определении тока холодной прокрутки есть нюансы

Однако не все так просто. АКБ изготавливают производители из разных стран, и в каждой их них действуют свои национальные стандарты. В соответствии с ними изготовители маркируют свою продукцию. Существуют такие методики определения Iх.п:

  1. DIN – немецкий стандарт. Испытания проводятся при минус 18 °С, заряженный аккумулятор разряжается до 6 В установленным током, при этом время не должно быть меньше 150 с. Через 30 с разряда напряжение на выводах АКБ должно быть не менее 9В. Связь с другими стандартами такова:

    DIN = (SAE – 40) x 0,66.
  2. SAE – американский стандарт. При этом тесте АКБ при минус 18 °С отдает Iх.пв течение 30 с, по окончании напряжение на клеммах АКБ не должно быть меньше 7.2 В.

    SAE = (DIN x1,5) + 40.
  3. EN – европейский стандарт, совпадает с ГОСТ-овским.
  4. JIS – японский стандарт. Предусматривает проведение испытаний при минус 15 °С током 150 или 300 А в течение 10 или 30 с соответственно, конечное напряжение при этом должно быть выше 6 В. Для европейских производителей не применяется.
-3

Так на что же ориентироваться при выборе АКБ?

В первую очередь – на аналог батареи, поставленной производителем автомобиля. Выбирая новую батарею, самое лучшее – найти полный аналог, ну или ориентироваться на емкость и ток холодной прокрутки, который указан на аккумуляторе, поставленном изготовителем авто. По крайней мере, в этом случае у вас будет все как на новой машине, сошедшей с конвейера.

В принципе, используя приведенные выше формулы или данные из таблицы, можно провести сопоставление характеристик аккумуляторов разных производителей. Например, АКБ с током холодной прокрутки 520 А по стандарту EN соответствует АКБ с током прокрутки равным 310 А по стандарту DIN или 550 А по стандарту SAE. Но выбор конкретной батареи – личное дело каждого.

Тем не менее, стоит помнить, что главным потребителем энергии АКБ является стартер. А он далеко не всегда берет весь тот ток, что способен отдать ему аккумулятор. Однако значение тока, отдаваемого АКБ, сильно зависит от температуры, и как следует из приведенной ниже таблицы, может меняться в два раза.
-4

Поэтому стоит выбирать АКБ, обладающую запасом по току холодной прокрутки, это позволит избежать неприятностей при наступлении морозов.

Заключение

Разные стандарты определения тока холодной прокрутки аккумулятора, действующие в разных странах, позволяют оценить возможности АКБ по запуску ДВС в достаточно жестких условиях окружающей среды. И хотя системы оценки батарей различаются, методики проверки во многом совпадают. Так что данные, приводимые на АКБ производителями, могут быть использованы для оценки возможности конкретной батареи на том или ином автомобиле. Тем более, что существуют специальные формулы пересчета или таблицы, позволяющие правильно оценить выбранную АКБ.