Рассмотрим как связана морфо - функциональное созревание нейронного аппарата коры. У детей 5 - 6 лет мы видим у большинства детей представлено отсутствие ритма, т.е полиритмию. А вот 7 - 8 лет - это такой сложный переломный момент перестройки все регуляторных моментов, связанных и с морфологическим созреванием коры. ФОто
Изменения видны на глаз.
И теперь мне бы хотелось рассмотреть путь этого локального включения зон сенсорно - специфических зон коры, генерализованной активации и дифференцированному включению разных зон коры. Рассмотрим это на становлении зрительного восприятия.
На первом рисунке видно, что вызванные потенциалы выделяются только из 17 поля зрительной коры. Дело в том, что именно в этот момент зрелые пирамидные нейроны выявляются в этих зонах коры. За пределами этих зон вызванные потенциалы не регистрируются. Это и есть эта локальное включение специфических сенсорных зон коры. Постепенно изменяется система зрительного восприятия, ребенок получает достаточно большой зрительный опыт.
В этот период ребенок видит, но не понимает. то что он видит. К 3 - 4 годам мы видим изменения картины реагирования. Это вызванные потенциалы разных зон коры, но характер вызванных потенциалов в разных зонах коры практически не отличается. То есть мы имеем генерализованную активацию. А это значит неэффективная еще деятельность. Деятельность трудная, сложная. И только после 5 лет меняется и характер зрительного опознания, и появляется у ребенка способность к дифференцировке зрительных объектов, и выделению их признаков. И в 6 - 7 лет мы уже видим в разных зонах коры разные по характеру вызванные потенциалы. То есть к этому моменту 6 - 7 годам созревает и нейронный аппарат коры, и регуляторной структуры. Мозг способен уже создать такую констелляцию нервных центров, которая была бы адекватна решаемой задаче.
Этапы формирования мозговой организации когнитивных процессов.
В период сразу после рождения мы имеем локальное вовлечение сенсорных структур мозга по жесткой анатомической системе связи.
В первые годы жизни наблюдаем становление системной организации и видим генерализованное вовлечение мозговых структур в обработку информации и организации деятельности.
И наконец, начиная с 6 - 7 лет идет формирование динамических избирательных систем обработки информации и организации деятельности. Идет формирование этих систем. Многое зависит от трудности, новизны поставленной задачи.
Эти же исследования позволили нам сформулировать основные факторы функционального развития мозга, определяющие познавательное развитие ребенка.
- Это морфо - функциональное созревание нейронного аппарата коры;
- Это развитие или созревание функциональных связей между областями коры;
- Это формирование морфо - функциональной специализации больших полушарий мозга;
- Это формирование функциональных связей коры и глубинных структур мозга;
- Это морфо - функциональное созревание регуляторных структур мозга и, прежде всего, лобных отделов.
Вообще мозг единое целое. И все попытки сказать, что мы можем как - то учить ребенка ориентируясь на деятельность одного полушария и приписываемые ему функции другого полушария, просто некорректны.
Одним из важных показателей когнитивного развития ребенка является организация внимания.
Мы выделили следующие этапы развития внимания.
От первого полугодия жизни до 9 - 10 лет, основываясь и на морфологических исследованиях и на исследованиях функционирования мозга. Разумеется здесь не только наши данные, но и данные отечественных и зарубежных коллег.
В первом полугодии мы имеем внимание как ориентировочную реакцию.Это фактически открытое внимание, в формировании которого участвуют ретикулярные формации ствола и зрительное двухолмие. Ведь внимание ребенка - -это, в основном, зрительное внимание.
От 3 до 6 месяцев появляется так называемое скрытое внимание и формируется оно с появлением билатеральных установочных движений глаз. Ребенок фиксирует внимание на определенном объекте и фиксирует уже более длительно. И в деятельность включаются новые структур, задне - ассоциативные структуры мозга.
Во втором полугодии идет формирование способности удерживать внимание к эмоционально значимому стимулу по инструкции взрослого. И здесь уже ведущую роль играют лимбические структуры мозга. Т.е мы видим как постепенно формируются разные компоненты внимания.
От года до 3 лет появляется способность к организации устойчивого внимания по речевой инструкции взрослого. Но она поддерживается эмоциональной привлекательностью. Кроме того в этом возрасте для внимания характерна высокая неустойчивость. Ребенок отвлекается на любой стимул и поэтому держать его внимание в этом возрасте чрезвычайно сложно. Но здесь уже формируется другая система, включаются лобные зоны коры в организацию внимания.
В возрасте с 3- 6 лет фактически идет формирование устойчивого познавательного внимания, увеличивается количество выделяемых признаков, увеличивается объем внимания и включается и становится актуальной поламупорактуальной системы.
В возрасте от 6 до 8 лет происходит формирование механизмов произвольного избирательного внимания. А без произвольного избирательного внимания собственно обучение ребенка невозможно. При этом вытесняется эмоциональное непроизвольное внимание произвольным когнитивным. и здесь есть большой индивидуальный разброс. Есть дети, у которых все эти компоненты внимания созревают лишь к 8 годам, есть дети, но их немного, которые уже способны к устойчивому произвольному когнитивному вниманию в 6 лет.
В возрасте от 6-7 лет к 9-10 годам совершенствуются механизмы селективного внимания и организации деятельности. В этот период возможна произвольная целенаправленная деятельность ребенка,деятельность, в которой ребенок сам может сформулировать цель. И когда мы слышим, что ребенок 3 или 4 лет не проявляет волю и усидчивость занимаясь или в процессе обучения, мы должны понимать, что в этот период еще эмоциональное непроизвольное внимание. И даже когда ребенок приходит в школу, приходит он сегодня в школу в 6 лет, у него тоже непроизвольное эмоциональное внимание. И не ругать мы его должны, не требовать, а мы должны создать условия. Хотела бы отметить, что это не значит, что не нужно учить. Весь вопрос в том, как? Как это делается?
Фактически мы увидели, как формируются этапы от рождения до 9 -10 лет, все компоненты внимания. Сохраняется мотивационный уровень внимания, информационный и активационный.
Марьяна Михайловна Безруких (13 августа 1945 года) - доктор биологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования, директор Института возрастной физиологии Российской Академии Образования, специалист в области возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей. Лауреат Премии Президента в области образования.