Найти тему

Этапы формирования внимания ребенка.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Рассмотрим как связана морфо - функциональное созревание нейронного аппарата коры. У детей 5 - 6 лет мы видим у большинства детей представлено отсутствие ритма, т.е полиритмию. А вот 7 - 8 лет - это такой сложный переломный момент перестройки все регуляторных моментов, связанных и с морфологическим созреванием коры. ФОто

Изменения видны на глаз.

-2

И теперь мне бы хотелось рассмотреть путь этого локального включения зон сенсорно - специфических зон коры, генерализованной активации и дифференцированному включению разных зон коры. Рассмотрим это на становлении зрительного восприятия.

На первом рисунке видно, что вызванные потенциалы выделяются только из 17 поля зрительной коры. Дело в том, что именно в этот момент зрелые пирамидные нейроны выявляются в этих зонах коры. За пределами этих зон вызванные потенциалы не регистрируются. Это и есть эта локальное включение специфических сенсорных зон коры. Постепенно изменяется система зрительного восприятия, ребенок получает достаточно большой зрительный опыт.

В этот период ребенок видит, но не понимает. то что он видит. К 3 - 4 годам мы видим изменения картины реагирования. Это вызванные потенциалы разных зон коры, но характер вызванных потенциалов в разных зонах коры практически не отличается. То есть мы имеем генерализованную активацию. А это значит неэффективная еще деятельность. Деятельность трудная, сложная. И только после 5 лет меняется и характер зрительного опознания, и появляется у ребенка способность к дифференцировке зрительных объектов, и выделению их признаков. И в 6 - 7 лет мы уже видим в разных зонах коры разные по характеру вызванные потенциалы. То есть к этому моменту 6 - 7 годам созревает и нейронный аппарат коры, и регуляторной структуры. Мозг способен уже создать такую констелляцию нервных центров, которая была бы адекватна решаемой задаче.

Этапы формирования мозговой организации когнитивных процессов.

В период сразу после рождения мы имеем локальное вовлечение сенсорных структур мозга по жесткой анатомической системе связи.

В первые годы жизни наблюдаем становление системной организации и видим генерализованное вовлечение мозговых структур в обработку информации и организации деятельности.

И наконец, начиная с 6 - 7 лет идет формирование динамических избирательных систем обработки информации и организации деятельности. Идет формирование этих систем. Многое зависит от трудности, новизны поставленной задачи.

Эти же исследования позволили нам сформулировать основные факторы функционального развития мозга, определяющие познавательное развитие ребенка.

- Это морфо - функциональное созревание нейронного аппарата коры;

- Это развитие или созревание функциональных связей между областями коры;

- Это формирование морфо - функциональной специализации больших полушарий мозга;

- Это формирование функциональных связей коры и глубинных структур мозга;

- Это морфо - функциональное созревание регуляторных структур мозга и, прежде всего, лобных отделов.

Вообще мозг единое целое. И все попытки сказать, что мы можем как - то учить ребенка ориентируясь на деятельность одного полушария и приписываемые ему функции другого полушария, просто некорректны.

Одним из важных показателей когнитивного развития ребенка является организация внимания.

Мы выделили следующие этапы развития внимания.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

От первого полугодия жизни до 9 - 10 лет, основываясь и на морфологических исследованиях и на исследованиях функционирования мозга. Разумеется здесь не только наши данные, но и данные отечественных и зарубежных коллег.

В первом полугодии мы имеем внимание как ориентировочную реакцию.Это фактически открытое внимание, в формировании которого участвуют ретикулярные формации ствола и зрительное двухолмие. Ведь внимание ребенка - -это, в основном, зрительное внимание.

От 3 до 6 месяцев появляется так называемое скрытое внимание и формируется оно с появлением билатеральных установочных движений глаз. Ребенок фиксирует внимание на определенном объекте и фиксирует уже более длительно. И в деятельность включаются новые структур, задне - ассоциативные структуры мозга.

Во втором полугодии идет формирование способности удерживать внимание к эмоционально значимому стимулу по инструкции взрослого. И здесь уже ведущую роль играют лимбические структуры мозга. Т.е мы видим как постепенно формируются разные компоненты внимания.

От года до 3 лет появляется способность к организации устойчивого внимания по речевой инструкции взрослого. Но она поддерживается эмоциональной привлекательностью. Кроме того в этом возрасте для внимания характерна высокая неустойчивость. Ребенок отвлекается на любой стимул и поэтому держать его внимание в этом возрасте чрезвычайно сложно. Но здесь уже формируется другая система, включаются лобные зоны коры в организацию внимания.

В возрасте с 3- 6 лет фактически идет формирование устойчивого познавательного внимания, увеличивается количество выделяемых признаков, увеличивается объем внимания и включается и становится актуальной поламупорактуальной системы.

В возрасте от 6 до 8 лет происходит формирование механизмов произвольного избирательного внимания. А без произвольного избирательного внимания собственно обучение ребенка невозможно. При этом вытесняется эмоциональное непроизвольное внимание произвольным когнитивным. и здесь есть большой индивидуальный разброс. Есть дети, у которых все эти компоненты внимания созревают лишь к 8 годам, есть дети, но их немного, которые уже способны к устойчивому произвольному когнитивному вниманию в 6 лет.

В возрасте от 6-7 лет к 9-10 годам совершенствуются механизмы селективного внимания и организации деятельности. В этот период возможна произвольная целенаправленная деятельность ребенка,деятельность, в которой ребенок сам может сформулировать цель. И когда мы слышим, что ребенок 3 или 4 лет не проявляет волю и усидчивость занимаясь или в процессе обучения, мы должны понимать, что в этот период еще эмоциональное непроизвольное внимание. И даже когда ребенок приходит в школу, приходит он сегодня в школу в 6 лет, у него тоже непроизвольное эмоциональное внимание. И не ругать мы его должны, не требовать, а мы должны создать условия. Хотела бы отметить, что это не значит, что не нужно учить. Весь вопрос в том, как? Как это делается?

Фактически мы увидели, как формируются этапы от рождения до 9 -10 лет, все компоненты внимания. Сохраняется мотивационный уровень внимания, информационный и активационный.

Марьяна Михайловна Безруких (13 августа 1945 года) - доктор биологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования, директор Института возрастной физиологии Российской Академии Образования, специалист в области возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей. Лауреат Премии Президента в области образования.