Кинопроба на удалёнке
В заложниках у сериалов
Александр СЕДОВ (с) фестивальные заметки / декабрь 2020 г.
В этом году екатеринбургский фестиваль «Кинопроба» проходил в гибридном формате. Для тех, кто добирался до него живым и здоровым – были открыты кинозалы, но по предварительной записи, чтобы, не дай бог, не превысить санитарные 50%. Для тех же, кто смотрел фестиваль по интернету (или участвовал в нём «на удалёнке») – был доступен в прямом он-лайн эфире, а потом и в записи.
Хотя я обитаю в одном городе с фестивалем, наше рандеву оказалось исключительно виртуальным. Было огромное желание побывать на программе «Мы и Они» Георгия Бородина, историка мультипликации, - куда я заранее зарегистрировался, - но участие гостя из Москвы было отменено в последний момент. А записаться на параллельное выступление телекритика Арины Бородиной уже не успел.
Не удалось пройти регистрацию и на научно-практическую конференцию «Мир через экран: полимедиальность современного искусства». Похоже, зрителей туда просто не допустили. В почти безлюдном медиа-зале Ельцин-центра на редких стульях ютились докладчики во плоти. Приехали немногие. Живые выступления с трибуны сменялись докладами, которые зачитывались из собственных квартир он-лайн. Экраны переключались туда-сюда. Полимедиальность как она есть.
Не всё прошло гладко. Но если сбои техники были простительны, то отказ модераторов зачитывать вопросы с форума и социальных сетей, несмотря на обещание, был существенным минусом.
С другой стороны, недостатки компенсировались возможностью просмотра выступлений в записи. По-настоящему серьёзное достижение фестиваля, удобное во всех отношениях. Если бы не пандемия коронавируса, неизвестно, когда «Кинопроба» обрела бы такую форму существования. Как говорил Мартин Хайдеггер, в губительном прорастает спасительное. Надеюсь, виртуальное сопровождение превратится в традицию.
От выступления Арины Бородиной осталось двоякое чувство. Лекция была посвящена новому в России явлению – учреждению в интернете платных медиа-платформ, призванных продюсировать и показывать сериалы. В 2019 г. Арина Бородина уже приезжала в Екатеринбург и зачитывала со сцены Ельцин-центра список российских многосерийных экранизаций, снятых за последние 15-20 лет. На зачитывание ушло полтора часа, и я ждал более глубокого подхода к теме. В этот раз ситуация повторилось. Перечислены были созданные в последнее время медиа-платформы (Амедиа, Премьер, START, Окко, Яндекс-КиноПоиск-HD, More.tv, ivi) и снятые ими (или при их поддержке) сериалы, начиная от «Домашнего ареста» и «Эпидемии» до «Чики» и «Перевала Дятлова». Порядка двух десятков. Краткая аннотация сериала, какой был приём у аудитории, вышел ли сериал затем на ТВ.
Несмотря на то, что Арина Бородина время от времени раздавала оценки сложившейся ситуации, в целом её выступление нельзя назвать глубоким анализом. Скорее – описанием момента текущей ситуации. А момент в отечественном производстве сериалов куда как исторический. «Пандемия, - говорила она, - способствовала росту числа платных медиа-платформ». Потребление интернет-зрителями видеоконтента за это время увеличилось, продюсеры сериалов поспешили воспользоваться призывами «оставайся дома». Изредка телекритикесса обращалась к живой аудитории с вопросом, что они видели из перечисленного. И хотя, по её словам, премьера очередного сериала «буквально взорвала интернет», люди в зале (всего человек пятнадцать, но в основном молодёжь) давали понять, что нет, не видели. «Ну, хотя бы «Перевал Дятлова» вы смотрели?» - интересовалась Арина Бородина. И снова в ответ – вежливое молчание.
Выборка, с социологической точки зрения, нерепрезентативная, но, ведь собрались не случайные люди, а гости фестиваля «Кинопроба». Тем не менее, их реакция говорит в пользу диагноза, что время конкретных фильмов или сериалов как всеобщих феноменов культуры завершается. Или, скажем мягче, всеобщего охвата аудитории добиться сейчас невероятно сложно. Аудитория сильно фрагментирована, а её отдельные группы связаны такими причудливыми связями, что их интерес трудно предугадать. Продюсеры зачастую выезжают на острых или пикантных темах: героями сериалов оказываются «содержанки», проститутки, продажные чиновники, мафия, мастера боёв без правил, маньяки, зомби. В ход идут сенсационные жанры: апокалипсис-фантастика, хоррор, мистика. Пользуется успехом также околополитическая сатира, популярен комедийный уклон. Правда, как видим, всеобщего поклонения тому или иному сериалу не возникает даже у продвинутой интернет-аудитории. Я не смог себе ответить на вопрос, стоит ли тратить время на 8 серий про мистику и всевозможные версии гибели студентов на перевале Дятлова? Мне бы хватило двух.
Залог успеха продюсеров – принцип бесконечного воспроизводства серий – испытывает на прочность доверие зрителей. В кратковременный период, когда сериальная вселенная внезапно расширилась, совокупный зрительский интерес поддерживать ещё удаётся к большинству источников (медиа-платформ). Но что дальше? Арина Бородина считает, что в скором будущем стоит ждать стабилизации ситуации и консолидации медиа-платформ. В единую гипер-вселенную? Или в две-три? Пока неясно. В любом случае количество сериалов с пометкой «must see» для телекритика не уменьшится. А для рядового зрителя? Не заметны ли уже признаки всеобщей зрительской усталости – в ситуации, когда явных шедевров не наблюдается?
При всём богатстве выбора, жанрово-тематический диапазон снимаемых сериалов имеет существенные ограничения. Кто-то из зала спросил, почему указанные медиа-платформы не создают сериалы для детей? Незанятая ниша. Ответ очевиден, и Бородина его назвала: эта аудитория продюсерам неинтересна, мешает закон о телевидении, запретивший рекламу в детских программах. Я собрался задать вопрос о шансах появления на медиа-платформах новых экранизаций классики, но вопросы от он-лайн пользователей, как я сказал, не принимались.
-------------
посмотреть события фестиваля "Кинопроба-2020" можно на сайте,
- включая лекцию Арины Бородиной "Российские сериалы", повлиявшие на развитие отечественных платных платформ и видеосервисов"
другие мои статьи и переводы: Читать ли книгу "Эпоха сериалов"? / Сериал "Шерлок в России" - англичанство с акцентом / Нужны ли советские комедии западному зрителю? / Англия, которую мы потеряли: о британских сериалах 1980-х / Английский критик о "Бриллиантовой руке" / Михайло Ломоносов на экране / Монк после Коломбо: сыщик со странностями / Наши сериалы-экранизации / 40 лет фильму "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" (интервью со мной) / Кайдановский против Ливанова: альтернативный Шерлок Холмс - 1 часть, 2 часть / Наш "Холмс" как икона / Выдуманная Англия - наше английское кино / Принц Флоризель против Шерлока Холмса / А точно ли он - Шерлок Холмс? - часть 1 (о Холмсе из фильма Гая Ричи), часть 2 (о Шерлоке в исп. Бенедикта Камбербетча) / публикации из цикла "Их взгляд на нашего Холмса": 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть, 7 часть, 8 часть, 9 часть , 10 часть, 11 часть, 12 часть, 13 часть, 14 часть, 15 часть, 16 часть / и т.д