Найти тему
Индустриальный турист

Самые необычные дома Петроградки: чудеса архитектуры дореволюционного Петербурга

Оглавление

Петербург знаменит своими доходными домами: до революции такой тип жилья был наиболее востребован в Северной столице. Из-за высокой конкуренции на рынке, заказчики были готовы нанимать лучших архитекторов и стремились строить свои здания не только удобными, но и в первую очередь красивыми - красота привлекала богатых квартиросъёмщиков! Благодаря этому мы с вами и имеем возможность наслаждаться этими шедеврами архитектуры - а особенно богат на необычные и интересные доходные дома район Петроградки. О нём мы с вами сегодня и поговорим!

В рамках этой статьи я хочу рассмотреть самые необычные фасады Петроградской стороны, отличающиеся от других построек Петербурга либо своей изящной лепниной, прекрасными статуями и фигурами, уникальными маскаронами, либо своими необычными формами и конструкциями. В общем, сегодня мой рассказ пойдёт о тех домах, на которые обычно обращают внимание не только фанаты и знатоки архитектуры, но и просто прохожие, потому что внешний вид героев сегодняшней статьи никого не оставляет равнодушным!

Доходный дом Васильева

Адрес: Гатчинская улица, 11
Дата постройки: 1901-1902
Архитекторы: Корвин-Круковский, Шауб

Начать я хочу с дома, отличившегося своим декором: с одной стороны, такой способ украшения здания является самым простым для архитектора (куда проще украсить здание с помощью лепнины и маскарон, нежели сделать его интересным для зрителя с помощью игры форм и объёмов). Но всё таки сделать здание красивым, а не аляповатым и нелепым, может далеко не каждый архитектор. Но я думаю, что по отношению к Василию Шаубу никаких сомнений и быть не могло - этот архитектор построил в нашем городе более 70 различных зданий, каждое из которых уникально и по своему прекрасно!

Вот и доходный дом Васильева на Гатчинской улице не стал исключением: его фасад представляет собой некую смесь югендстиля (немецкого модерна) и барокко - от югендстиля здесь, само собой, сами формы дома, тогда как многочисленные декоративные украшения здания - исключительное барокко!

-2

Со стен дома Васильева на прохожих глазеют и необычные маскароны, словно выступающие из общей массы богатой лепнины здания, и необычные образы-лица, расположенные в основании эркера и нагло переглядывающиеся между собой (в какой-то степени их можно считать атлантами дома Васильева)!

-3

С помощью подобных приёмов, Шауб достиг довольно необычного эффекта - фасад дома Васильева кажется живым, словно украшающие его персонажи могут в любой момент прийти в движение и начать с вами взаимодействовать!

-4

Доходный дом Любищевой

Адрес: Петроградская набережная, д. 26, Пинский переулок, д. 1
Дата постройки: 1906 год
Архитектор: Хржонстовский

А вот доходный дом Любищевой не блещет своей отделкой, он интересен по другой причине: казалось бы, одна простая деталь - угловая башенка, но какой необычной и интересной сделал её архитектор Хржонстовский!

-5

Доходный дом Любищевой находится в, мягко говоря, не самом красивом районе Петроградки: он расположен на восточном берегу Петроградского острова, можно сказать, на окраине центрального Петербурга - в районе, который долгое время представлял собой сплошные промзоны, смешанные с постройками военного назначения вроде казарм (поблизости квартировался Гренадерский полк). Поэтому то и удивительно встретить в нём столь выразительную и ни на что не похожую постройку!

Вид на доходный дом Любищевой с Выборгской стороны
Вид на доходный дом Любищевой с Выборгской стороны

Заказчиком этого прекрасного дома был известный в Петербурге купец Пётр Алексеевич Любищев, построивший своё состояние на обработке и
транспортировке дерева: он владел собственной лесной биржей, находившейся здесь же, на берегу Большой Невки. Так что да, изначально изящный дом Любищевой строился посреди промзон, и в этом нет ничего удивительного - до революции промышленники и заводовладельцы часто жили рядом со своими фабриками.

Что касается автора здания, архитектора Хржонстовского, то здесь стоит сказать лишь то, что это был очень талантливый человек, работавший при этом над не с самыми роскошными проектами и не с самыми богатыми заказчиками - а всё потому что он умел создать нечто интересное даже без крупных вложений. Пример этого мы с вами сейчас и рассматриваем!

Основание башни-эркера тоже украшено отдельным образом:  причём я говорю не только о барочных мотивах (они прослеживаются в белой лепнине), но и о чисто модерновых деталях - обратите внимание на металлический карниз в основании эркера. С одной стороны он сугубо рационален и строг, а с другой - красив (спасибо его автору за милый узор, сложенный из металлических бутонов на карнизе)
Основание башни-эркера тоже украшено отдельным образом: причём я говорю не только о барочных мотивах (они прослеживаются в белой лепнине), но и о чисто модерновых деталях - обратите внимание на металлический карниз в основании эркера. С одной стороны он сугубо рационален и строг, а с другой - красив (спасибо его автору за милый узор, сложенный из металлических бутонов на карнизе)

Ну а, разумеется, самой интересной и запоминающейся деталью здания служит его башенка, выполненная в форме луковицы, которая лично у меня вызывает ассоциации со шлемом древнерусского богатыря. Эта элегантная деталь задаёт настроение всему зданию - без неё доходным дом Любищевой представлял бы собой заурядную работу петербургского модерна, коих огромное множество в Петербурге!

-8

В общем, присмотритесь к этому зданию - да, оно находится на задворках Петроградки, но это не делает его менее прекрасным! Наоборот, оно может побудить вас изучить непопулярные места Петроградской стороны, таящие в себе множество архитектурных жемчужин.

Доходный дом Алюшинского

Адрес: Улица Ленина, 32, Малый проспект Петроградской стороны, 66
Дата постройки: 1907-1908
Архитекторы: Лишневский, Светлицкий

Но а мы с вами возвращаемся к домам с обилием декора. Доходный дом
Алюшинского можно по праву назвать самым густонаселённым в Петербурге: такого обилия "живности" вы не увидите ни на одном другом фасаде Северной столицы.

-9

Если со стен доходного дома Васильева за вами внимательно наблюдали любопытные гримасы, то с фасада дома Алюшинского на вас щерятся злобные звери - охранники доходного дома!

Архитектор Александр Лишневский очень любил прибегать к готическим приёмам - украшать свои здания различной декоративной нечистью. Но дом Алюшинского нетипичен даже для Александра Львовича - уж очень много на нём деталей: будто смотришь на здание, построенное не в начале 20 века, а в средние века.

-10

Любопытно, что по первоначальному проекту Лишневский не планировал превращать стены своего здания в настоящий зверинец - отнюдь, на изначальном плане фасады выглядели довольно аскетично: единственными "живыми" украшениями здания являлись фигуры медведей, держащие в лапах щиты. В итоговом проекте они тоже фигурируют - они представляют собой наглядный образ защитника дома, пускай и немного ироничный.

-11

Остальные же фигуры появились на доме Алюшинского уже в ходе строительства. По всей видимости, Лишневский получил на это одобрение от владельца дома, и принялся за дело с максимально возможным энтузиазмом: так на фасаде появились коты в боевых стойках, рычащие львы, играющие роль подпорок эркеров, а также различные демоничные фигуры, которые сложно причислить к какому-то определённому виду существ!

-12

К слову, раньше дом Алюшинского был украшен и очень любопытными маскаронами людей: изначально на одной из стен доходного дома на Малом проспекте располагались два мужских лица... в шляпах и с пейсами! Стоит полагать, что таким образом Лишневский в ироничном ключе намекнул как на своё происхождение, так и на происхождение владельца дома (оба они были евреями). Жаль, что столь необычная для Петербурга деталь была утеряна.

-13

В общем, доходный дом Алюшинского - настоящая энциклопедия архитектурных фигур и образов. Пожалуй, что живописности в нём даже больше, чем самой архитектуры!

Доходный дом Френкеля

Адрес: Саблинская улица, 8, улица Кропоткина, 19
Дата постройки: 1911-1912
Архитектор: Шауб

Ещё одна работа архитектора Шауба, не похожая ни на одну другую постройку в Санкт-Петербурге, и интересная в этот раз не своим декором, а своими невероятно разнообразными формами: дом Френкеля будто-бы слеплен из разных, мало связанных между собой частей! Из-за этого у зрителя даже может сложиться чувство незавершенности дома Френкеля - будто от него отрезали кусок, проложив на этом месте дорогу.

Но на самом деле ничего подобного, само собой, не было: дом Френкеля сохранил свой первоначальный облик - таким его проектировал Василий Шауб.

-14

Сюрреализм данной постройки усиливается ещё и из-за её высоты (здание узкое, но высокое - поэтому всем своим видом оно напоминает крупную башню) и из-за её пустого угла, с которого как будто срезали окна и балконы!

-15

Да и в целом облик здания удивляет: крайне необычно видеть постройку в стиле модерн, практически полностью лишённую декоративных украшений на своём фасаде - вместо них Василий Шауб создаёт достаточно грубое столкновение форм, играющее в этом здании роль украшения.

Этой постройкой Шауб как никто другой на Петроградской стороне приблизился к архитектурному стилю конструктивизм (то есть, опередил своё время). Однако, дом Френкеля всё же обладает некоторыми деталями, сильно отличающими его от авангардных советских зданий: в первую очередь, я говорю о некоторой иррациональности и ироничности общего облика здания, которые были бы недопустимы для конструктивизма!

-16

В качестве примера здесь можно привести очень необычную лоджию, оформленную гротескными и, можно сказать, нелепыми колоннами. Этой деталью Шауб иронично отсылает нас к классической архитектуре, в которой колонны играли формообразующую роль - у Шауба же они сделаны не просто для красоты, но даже в качестве этакой шутки.

Но, пожалуй, больше всего в доме Френкеля лично мне импонирует этот срезанный угол - ну уж очень сюрреалистично он выглядит! Мы привыкли, что в Петербурге у доходных домов, выходящих на пересечение двух улиц, почти всегда угловая часть оформлена в качестве архитектурной доминанты: будь то башня или угловой эркер. Но у дома Френкеля всё иначе - Шауб намеренно оставляет угол полностью голым, тем самым продолжая издеваться над устоявшимися канонами архитектуры.

-18

Да и в целом дом Френкеля очень интересен: даже его окна представляют собой целый набор различных геометрических фигур. Ну а два самых выразительных окна обрамляют тот самый невзрачный угол, делая его ещё более запоминающимся.

-19

На этом я предлагаю заканчивать сегодняшнюю статью. Надеюсь, что мне удалось рассказать и показать вам что-то новое. Но не исключено, что и вы сможете поделиться с нами чем-то уникальным и необычным - пишите в комментариях о своих любимых необычных домах Петроградки. Будет очень интересно почитать об этом!

Ну и если вам понравилась эта статья, то могу предложить вашему вниманию ещё одну мою публикацию, посвящённую самым красивым домам Петроградской стороны - переходите по ссылке и изучайте другие доходные дома Петроградки.

Спасибо за внимание!