Найти в Дзене
LANASKINO

Приквелы Чужих: Зачем они вообще нас создали?

Оглавление

Приквелы "Прометей" и "Чужой: Завет", опираясь на содержание тетралогии Чужого ("Чужой", "Чужие", "Чужой 3" и "Чужой: Воскрешение"), затрагивают вопросы происхождения человека: откуда и почему мы появились?

Оба фильма визуально красивы и являются философским рассуждением, возвышающимся над рассуждением о материнстве и детстве из тетралогии и уходящим к взаимоотношений между творцом и его творением.

Замечу, что квадрология не обходила и эти темы стороной.

Еще в первом кинофильме режиссёр показывает зрителю, что далеко-далеко была цивилизация гигантов, которые вымерли давным-давно и они будто отдали свою силу, чтобы зародить новый вид - чужих. Мы видим целую "плантацию" яиц неких организмов, готовых к отправке на Землю, а быть может, и в другие миры.

В первых частях активно поднимается тема андроидов - человекоподобных роботов, которые по идее должны следовать в своих действиях задумке своих создателей.

"Прометей" и "Завет" ещё глубже раскрывает эти темы, которые спонсор экспедиции из "Прометея" формулирует в начале фильма: "Откуда мы пришли? Какова наша цель? Что будет после смерти?"

Кадр из фильма "Прометей". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Прометей". Источник: kinopoisk.ru

Как вообще ужастик про пришельца может быть связан с таким более масштабным рассуждением?

Человеческий эмбрион действительно выглядит вполне инопланетно. Применив воображение, мы вполне можем представить, что мы словно пришельцы в утробе матери. Часть нашего развития на первоначальном этапе скрыта от любого взора, даже материнского:

  • Мы плаваем, то есть приспособлены к совсем другой среде обитания и другому температурному режиму.
  • Мы иначе питаемся и дышим.
  • Мы не можем общаться с взрослыми на их языке, объяснить свои намерения, уточнить, откуда мы появились.
  • Даже после рождения нам требуется время, чтобы адаптироваться и научиться коммуницировать.
  • Мы лишены способности поведать, каково было жить и расти в утробе, как именно мы чувствовали связь с матерью во время её беременности, как прошли роды нашими глазами, как мы отреагировали на мать и отца. Не говоря уже о том, чтобы поведать, знаем ли мы что-то о мироздании большее, чем взрослые.

Исходя из этого, мы можем легко перекинуть логический мостик от материнства (мать создаёт и развивает в себе непонятное существо) к идее прародителей (кто была та мать, которая создала человечество?)

Прометей

Главная героиня "Прометея" Элизабет Шоу (Нуми Рапас) очарована идея великих создателей, которые подарили человечеству жизнь. Ей кажется, что они прекрасны, превосходят человека во всём и относится к ним как родителям. Она будто скучает по ним и мечтает воссоединиться с ними, считая, что это станет началом чего-то масштабного и хорошего в общечеловеческом смысле.

Кадр из фильма "Прометей". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Прометей". Источник: kinopoisk.ru

Это приводит её к истокам, только вот результат её скорее разочарует, что хорошо раскрывается в диалоге между её партнёром Чарли Холлоуэем и андроидом Дэвидом (Майкл Фассбендер). Чарли был расстроен, что они не нашли живых создателей и его экзистенциальные вопросы так и остались без ответа:

-Зачем они вообще нас создали?
-Почему Вы, люди, создали меня?
-Создали, потому что могли
-Думаю, вы были бы разочарованы, услышав такой ответ Вашего создателя

Всё романтическое чудо творения жизни свелось к этому диалогу.

В фильмах-предысториях Ридли Скотт показал, что творение жизни - цинично, ведь праотцы отнюдь были не рады видеть своих детей. Они создали их с конкретной целью, потому что технологически могли.

Часовые

"Прометей" начинается как раз с мучительной жертвы праотца, которая породила жизнь в воде планеты Земля. Так зачем же они это сделали?

Кадр из фильма "Прометей". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Прометей". Источник: kinopoisk.ru

Учтём, что праотцы же, судя по всему, создали чужих как оружие массового поражения, ведь это идеальная машина для убийства. Добавим в уравнение тот факт, что последним пунктом назначения, забитым в бортовой компьютер праотцом значилась планета Земля, то несложно предположить, что создатели породили жизнь на земле, чтобы... уничтожить.

Интересным образом это пересекается с рассказом "Часовой" Кларка, который в сотрудничестве с Кубриком вырос в "Космическую Одиссею". Можно даже предположить, что Ридли Скотт размышлял над этим фильмом и предложил своих "часовых".

В оригинальном рассказе на Луне находят необычный объект, который будто бы призван наблюдать за землянами и их развитием, которое в процессе умело корректируется загадочными наблюдателями.

Да и гигантский младенец, космическое дитя Кубрика вполне "прикручивается" к этим кинофильмам Ридли Скотта, который объяснил часовых - праотцами, а создание жизни - циничной частью большого плана, который оказывается направлен на свои цели.

Так зачем праотцам из Прометея убивать человечество, хотя они их сами создали?

Кадр из фильма "Прометей". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Прометей". Источник: kinopoisk.ru

Можно только предполагать, но одной из версией может стать такая.

Праотцы приметили планету Земля для того, чтобы самим туда переселиться. Однако прежде чем посылать колонизаторов праотцам необходимо было создать подходящие условия. А что может быть мудрее, чем запустить процесс преобразования близкой по требованиям, но не до конца подходящей планеты в комфортную зону? Да ещё чтобы этот процесс происходил без их участия?

Они породили жизнь, которая развилась, создала разнообразие видов и форм жизни, что в свою очередь привело к нужным им условиям. А как только всё оказалось готово, о чём сообщил "часовой", праотцы сели бы на корабли-колонисты и военные корабли, прилетели бы на Землю, уничтожили людей, как не нужный конкурирующий с их потребностями за ресурсы элемент и спокойно бы колонизировали планету. Для этого им и нужны были чужие - как оружие. Для этого нужно было бы держать "руку на пульсе", быть часовыми, чтобы подобрать точно момент, когда пора было бы вылетать.

И здесь Ридли Скотт даёт свою версию ответа на вопрос Чарли: "Зачем они вообще нас создали?".

Ответ простой.

Они намеренно человека не создавали. Человек был им не нужен, даже мешал.

Завет

Кадр из фильма "Чужой: Завет". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Чужой: Завет". Источник: kinopoisk.ru

В этом контексте интересен фильм "Чужой: Завет", где творение людей уничтожает праотцов и играет само в создателя, объединяя концепцию "создал, потому что мог" с "циничной целью".

А люди, будто повторяя задумку своих создателей, летят с колонистами, мечтая создать красивый мир вдали от Земли. И колонистов этих как "магнит" приманивает сигнал, подобно тому неопознанному сигналу из фильма 1979 года, который Рипли насторожил, а остальных заинтересовал.

Далее фильм разворачивает идею о творцах жизни и их истинных мотивах. Эта линия перекликается с "Прометеем", где оказывается, что создатель андроида Дэвида и спонсор экспедиции всё это затеял только для того, чтобы спастись от смерти.

Дэвид же творил жизнь, потому что стремился доказать, что сам способен стать создателем более совершенного вида в отличие от вымирающих, по его мнению, нежизнеспособных людей.

Назад к материнству. Дополнительные сценарии.

А теперь сведём этот вопрос с такого общекосмического уровня, памятуя мою предыдущую статью про Чужих, до темы материнства и детства.

Зададим вопрос гипотетической матери, которая преодолела страхи, описанные в тетралогии, и родила.

Спрашивать будет её ребёнок:

"Зачем ты меня вообще родила?"

И получим два ответа-сценария.

Первый: Родила, потому что могла.

Второй: Родила, потому что мне нужно было.

А зачем тебе было нужно? - спросим мы за ребёнка.

И тут дорожка расходится на три ветки.

Ветвь 1: Мне нужно был вообще не ты, а...

Вместо многоточия можно подставить любой вариант, имеющий практическую выгоду от "удержать твоего отца в семье" до "получить материнский капитал".

Это линия праотцов.

Ветвь 2: Мне нужно было бессмертие.

Раз ты живешь, то и я не умру, и будет здорово, если я через тебя это бессмертие получу, прямо или косвенно.

Это линия создателя Дэвида, главы «Корпорации Вейланд» Питера Вейленда.

Ветвь 3: Мне нужно было родить совершенный вид.

Я хотела идеального ребёнка, потому что так я смогла бы доказать себе, что я лучше своего родителя.

Это линия Дэвида.

Оба ответа с любой выбранной ветвью человеческой психике принёсет только разочарование, о котором говорил Чарли с андроидом Дэвидом.
Так, тайны рождения человека и смысла в его появлении, по версии Ридли Скотта, не имеют ничего общего с красотой и чудом. Получив ответ на них, человек столкнётся лишь с разочарованием.
Будет интересно вернуться к этому рассуждению после выхода следующей части приквела Чужого, обещанной в 2021 году.

Обновление: по данным Кинопоиска, премьера пока безымянного приквела Чужого назначена на 16 августа 2024.