История страшных инопланетных машин для убийства, начавшись в 1979 года с кинофильма "Чужой" Ридли Скотта, продолжается до сих пор. Последняя лента "Чужой: Завет" вышла в 2017 году, а если верить Кинопоиску, то в 2021 году запланирован безымянный приквел Вселенной Чужих.
Всего на конец 2020 года в серии вышло 6 оригинальных фильмов и 3 кроссовера с миром Хищника, другого легендарного монстра. Однако остановим своё внимание на секстете, где чужой - единственное одиозное чудовище.
Так о чём же вся эта растянутая во времени история?
Космическая фантастика хороша тем, что она в силу жанра вынуждена конструировать мироустройство, создавать свою мифологию религиозного масштаба. Недаром Ридли Скотт дополнил квадрологию Чужих с Рипли фильмами-предысториями (Прометей (2012), Чужой: Завет (2017)), раскрывающими "большую" картину вселенной чужого и ставя масштабные вопросы о мироздании и смысле существования человечества.
Вся история Чужих - это история создания жизни и отношения создателя со своим творением, что соотносится с темой материнства.
В первых четырех фильмах фокус был на линии "родитель-ребёнок", а точнее учитывая ключевую роль легендарной Рипли (Сигурни Уивер) на линии "мать - ребёнок". И если смотреть эти киноленты с такой точки зрения, то можно заметить, что они по своей сути очень женское кино, наполненное страхами и размышлениями вокруг деторождения.
Первый фильм "Чужой" 1979 года наполнен прекрасными намеками. К операционной системе космического корабля герои обращаются исключительно "Мама". Корабль благодаря усилиям персонажа Иэна Холма становится перевозчиком для ценного груза - малыша инопланетного происхождения. Чужой проникает в людей и питается ими для роста.
Женщина, размышляющая, нужен ли в её жизни ребёнок, может воспринять дитя как некое чудовище, ради которого придётся пожертвовать многим. С позиции женщины, ребёнок и вовсе инопланетянин (вспомните, как выглядит эмбрион человека), появившийся казалось бы из ниоткуда, живущий в её теле, питающийся её ресурсами.
Стереотип о том, что ребёнок - это обуза, которая выкачает все соки, займёт всё время, расцветает в "Чужом" всем красочным творческим арсеналом фантастического фильма, гиперболизируя коренной страх и живописуя ужас.
Захватчик-чужой напоминает в чём-то дитя. Он мило сворачивается калачиком в недрах корабля. Совсем как эмбрион в теле матери. Рипли же холодно делает всё, чтобы его "выковырять", словно делая аборт.
Рипли настороженно относится к любому вторжению на корабль и в конечном итоге "предпочитает" малыша-чужого кошке, справедливо по контексту фильма считая монстра опасным.
Второй фильм "Чужие" (1986) Джеймса Кэмерона будто бы намеренно эту линию нейтрализовал, словно посчитав вредной. Кэмерон сделал обычный фантастический боевик с упором на перестрелки и уничтожение страшных монстров, как в шутере. Примечательно то, что линия нежелания женщиной стать матерью, ровно как и параллель между чужим и ребёнком отвергается прямо в диалоге между Рипли и спасённой девочкой:
-Ведь эти штуки растут внутри?
-Я не знаю. Ньют, правда..
-Дети, по-моему, тоже появляются изнутри у людей?
-Нет, это другое.
Кроме того, становится известно, что Рипли была матерью реального ребёнка, который уже умер, потому что Рипли провела в состоянии сна более 70 лет. Героиня Сигурни Уивер ставит всё на спасение реального ребёнка. Фильм оканчивается, что оставшиеся герои вновь улетают из проклятого места.
В третьем фильме Чужой 3 (1992) Дэвид Финчер вернул страх деторождения обратно. Рипли, потерпев крушение и в очередной раз потеряв ребёнка, которого любила, оказывается на планете-тюрьме, где отбывают наказание только мужчины.
Она выясняет, что она беременна чужим, которым хочет завладеть Компания. Снова зрителю показывают переживания женщины. И если в первом фильме Рипли скорее боялась забеременеть, то теперь она уже беременна и страхи её совсем иные. Она безусловно уверена, что породит монстра. А если это произойдёт и её чадо попадёт в руки корыстной Компании, то оно станет машиной для уничтожения. Она знает, что её ребёнок - зло, и прыгает в расплавленный металл, убивая и себя, и эмбриона в ней.
Чужой: Воскрешение 1997 года от режиссёра Жана-Пьера Жёне в своём фирменном визуальном стиле показывает страх женщины перед тем, что её ребёнок может родиться с отклонениями. Воскрешенная посредством генных экспериментов Рипли с ужасом ходит промеж огромных колб с "неполучившимися" образцами. Она будто осматривает воображаемую галерею возможных уродств.
Добавим к этому развязку фильма, где Рипли наблюдает за живорождением чужого, который в силу того, что имеет и человеческие гены, признаёт её за мать. Она будто видит реализованную гипотетическую ситуацию, что кто-то всё же родил ребёнка с отклонениями.
Антропоморфный чужой даже своеобразно целует её под приговоры одного из героев: "Прекрасный, прекрасный малыш!". "Малыш" проникает на корабль, где между ним и Рипли разыгрывается сцена семейной нежности. Рипли, воспользовавшись доверием этого странного создания, убивает его, разыгрывая вполне рождение наоборот: его всасывает в маленькое отверстие мучительно и уносит в космос. Она при этом плачет и просит прощения.
Сценарии неблагополучного материнства
Какова же Рипли? Мы видим Рипли, как женщину, которая:
- Рожает ребёнка, но бросает его ради работы. Это приводит её к потере ребёнка.
- Боится беременности, предпочитая ребёнку спокойствие и кошку. Это приводит её к убийству.
- Что бы ни делала, всё равно теряет ребёнка, которого любит
- Беременеет и считает, что её дитя принёсет одни беды. Эти мысли приводят её к самоубийству.
- Боится генетических отклонений и вынуждена примерить на себя роль матери монстрообразного ребёнка. Эти мысли приводят её к убийству ребёнка.
Так разворачиваются пять неблагополучных сценария, страх наступления которых, возможно, приводят женщин к выводу о том, что дети им ни к чему.
Вселенная Чужого крайне мрачная и наполнена разочарованием. Приквелы, "Прометей" и "Чужой: Завет", тоже не вселяют оптимизма. О них подробнее в статье "Зачем они вообще нас создали?"