27 мая 1964 года директор одной из школ в английском Ковентри отстранил 11 учеников от занятий за прическу, как у Мика Джаггера, и резюмировал ее так: «Волосы длинные и неопрятные». Мужские волосы до шеи тогда считались безумно длинными, хотя общество еще не подозревало, до какой длины дойдут рокеры-металисты десятилетие спустя.
Позже школьный начальник назвал условие, при котором готов допустить учеников — надо снять длину и причесаться, чтобы выглядеть под Beatles. В этом противопоставлении вся суть музыкальной Англии 1960-х.
Консервативная Британия встречала перегруженное звучание гитар и хулиганский тембр роллингов так же, как школьная администрация — нестандартные волосы. Прически музыкантов тогда отрецензировал даже президент федерации парикмахеров Великобритании: «Худшая стрижка поколения, она выглядит так, будто это веник из перьев».
Сооснователь Rolling Stones Брайан Джонс позже оправдывался: «Да, у нас имидж бунтарей, но на самом деле мы следим за стилем. Я вообще хочу стать дизайнером одежды. На сцене мы такие, потому что нам так удобнее выступать. Нам говорят, что мы грязные и неухоженные из-за длинных волос. Нам говорят, короткие прически делают людей чище. Но это неправда». То есть длинные волосы были своеобразным вызовом обществу. Таким же, как и грозная музыка гитар и барабанов.
В том же гожу 17-летний патлач Дэвид Боуи, тогда более известный как Дэйви Джонс, выступил в телепередаче BBC от лица основанного им «Общества защиты длинноволосых мужчин от агрессии». Запись этого эфира хранится в интернете.
Ведущий шоу, журналист-консерватор со стажем Клифф Мичелмор, явно отчитывает волосатую молодежь: начинает ироничным присказом «Восстание длинноволосых идет полным ходом» и с нотой упрека спрашивает о влиянии новомодной группы The Rolling Stones на шевелюры.
Боуи ангельским голосом стоит за здравый смысл: «Нам просто нравятся длинные волосы и мы не понимаем, почему нас должны за это преследовать. Мы толерантны, но нам вслед кричат «Эй, милая!» или «Давай я пронесу твою сумочку».
Телеканал хотел публично пристыдить подростков, но сыграл обратный эффект: зрители увидели матч искреннего мальчика-музыканта и мерзкого ведущего, который отзеркаливал токсичное общество с законсервированными взглядами на жизнь. Как выяснилось позднее, таков и был план Лесли Конна – продюсера, помогавшего Дэвиду с продвижением на ранних этапах карьеры.
Кто бы мог подумать, что в 1964 году музыканты заложили моду на долгие годы вперед. Длинный хэйр стал не просто главной прической рокеров разных направлений на десятилетия, но и важнейшим артефактом принадлежности к субкультуре.
Новости и тексты про рок-музыку каждый день: подпишись на канал «Косуху»!