Найти тему
Зоя Баркалова

Тайны павловских подземелий.

И почему так и не нашли библиотеку Ивана Грозного?

Лет двадцать с небольшим назад средства массовой информации передали сенсационную новость: археологи и историки, которые ведут подземные работы в Москве, вплотную приблизились к перегородке через которую видны сундуки, стоящие друг на друге. Историки предполагали, что это книги из знаменитой библиотеки Ивана Грозного. Надо сказать, что эти книги ищут не первый век. А в 1995 году поиски тайника возобновились по поручению Германа Стерлигова, который стал инициатором создания поискового “штаба”. Проводились работы в архивах, дабы разыскать упущенные сведения. Что было в тех сундуках – история умалчивает. Но то, что книги так и не найдены – факт. В те годы правительство активно выделяло средства на поиски библиотеки, но раскопки вновь прекратились в 1999 году. А у меня закралась крамольная мысль: а может, все таки нашли? Просто не стали афишировать? Это же бесценный раритет, который стоит бешеных денег…

Но не думайте, уважаемые читатели, что такие открытия возможны только в Москве или других исторических городах. Наша родная павловская земля таит в себе немало загадок, о которых знают немногие.

Вот несколько историй, рассказанных моими родителями. Мама до войны, да и после войны, жила в одном из домов на Петровской площади. Во время войны, когда враг вплотную подошел к Дону, необходимо было эвакуироваться подальше от фронта. Во дворе начали копать яму, чтобы спрятать в нее нехитрые пожитки, но наткнулись на добротно сложенную кирпичную стену. Как ни бились – разбить ее не смогли. Пришлось копать в другом месте. А что там за подземная стена – так и осталось загадкой. Правда, поговаривали, что это подземный ход до самого техникума. Но так ли это?

А вот дед Трофим Еськов – могучий, богатырского сложения человек докопался таки! Причем, нежданно-негаданно. И опять во дворе своего дома. Жил он у Тамбовского озера. Начал копать погреб, а выкопал кованный сундук и чугунный котел с плотной крышкой литров на тридцать. Сундук тот был плотно забит шерстью. Правда, от времени, и от сырости она пришла в негодность. Хотя маме моей – тогда еще девчонке дядя Трофим выгадал кусок шерстяной ткани на костюм. А сапоги, лежащие в котле, сохранились хорошо и сослужили деду Трофиму добрую службу. Говорят, купец здесь когда-то жил, шерстью торговал.

Дед Трофим Еськов со своей женой Нюрой.
Дед Трофим Еськов со своей женой Нюрой.

Еще загадочнее история, рассказанная отцом. Его отец, мой дед, работал до войны в Павловске заведующим райфинпланом и жил с семьей во флигеле здания райкома партии – здании купца Одинцова.

Кириченко Иван Евгеньевич - до войны работал в Павловске заведующим райфинпланом. И жил с семьей во флигеле райкома партии в здании купца Одинцова.
Кириченко Иван Евгеньевич - до войны работал в Павловске заведующим райфинпланом. И жил с семьей во флигеле райкома партии в здании купца Одинцова.

Буквально за несколько дней до войны во дворе райкома партии решили построить гараж и привезли несколько возков глины, высыпав ее около стены.

Через некоторое время , в тот же день, земля под глиной начала проседать и образовалась глубокая трещина. Наутро отец, тогда 12-летний мальчишка, проснувшись, первым делом побежал посмотреть на трещину: увеличилась она или нет. Как вдруг на его глазах земля вокруг трещины начала рушиться, образовалась глубокая воронка.

Прибежали водители, партийные работники. Начали обследовать воронку. Обнаружили какие-то бумаги, документы, несколько драгоценных вещей. Отцу тогда кольцо серебряное досталось. Били, ломали дно воронки. Под ней чувствовалась пустота. Но, видно, в тот день не хватило настойчивости. Или звали другие дела.

А через несколько дней началась война. Многие очевидцы происшедшего ушли на фронт и не вернулись. Отец утверждал, что он является единственным свидетелем случившегося, который точно может показать, где зарыт клад. Надеялся, что кто-то из тогдашних руководителей района заинтересуется. Было это в 1997 году. Моя статья об этом случае вышла во втором номере газеты «Вести Придонья».

-4

А через какое-то время мне позвонила корреспондент газеты Людмила Савельева (светлая ей память!) и рассказала, что после выхода статьи в редакцию позвонил мужчина и рассказал, что искать нет смысла. Клад выкопали. Кто, когда, куда делось содержимое – умолчал. Вполне может быть, что те очевидцы, которые присутствовали при обследовании воронки, рассказали своим домочадцам и ушли на фронт. А те под покровом ночи раскопали клад. Что там было спрятано – уже, наверное не узнать. Но покопаться еще, думаю, стоит. Отца уже нет. Тогда так никто и не заинтересовался этой информацией. А чернокопатели своих координат не открыли. И все же – а вдруг выкопали не все? И осталось что-то интересное, что прольет свет на белые пятна истории нашего города?

И может, именно потому не нашли знаменитую библиотеку Ивана Грозного, что кто-то выкопал ее втайне? А потому и поиски прекратили?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц