Поскольку все, кто хотел, уже посмотрели «Перевал Дятлова», стоит дать ему общую оценку – за вклад в культуру. Вклад этот серьезный. Это один из самых сильных драматических северных horror noir.
К концу сериала понятно, что в военной части, в линиях майора Костина и «дятловцев» все сведено великолепно, это как «друг, оставь покурить...» – сильная песня. Более душевно и честно про перевал Дятлова не сделать. Аплодисменты авторам, которые умудрились, не отказываясь от мистики, пустив ее вторым, философским слоем, перейти к реалистичному и научному сценарию гибели «дятловцев», что похоже на обращение к конспирологам: не стоит унижать погибших глупыми выдумками.
Кратко повторю: сдвиг на палатку подрезанного на склоне снега я считаю очевидным фактом. И понимание этого факта помогает осознать красоту художественной концепции авторов фильма. Поясню, в чем тут дело.
«Перевал Дятлова» – северный хоррор-нуар. С хоррором понятно, он для драйва и задачу исполняет отлично. Главное слово (для оценки сериала с идейной, философской точки зрения) все-таки «нуар». Поэтому перейдем к нему. Основной принцип нуара такой: тьме противостоит протагонист, впустивший часть тьмы в душу. Часто его окружают похожие герои – неплохие, но темноватые, изломанные судьбой, травмированные.
В «Перевале Дятлова» так и есть. Ключевые персонажи отравлены войной, лагерями, прочим негативом. Даже отбросив духов войны, колдовство «Аненербе», призраков и другие мистические выдумки, мы радикально концентрацию тьмы не уменьшим (вспомним того же Глеба Жеглова, вполне нуарного персонажа), ведь и война, и лагеря – не выдумка.
Надышавшиеся чернотой герои нечетные серии ищут причину трагедии в черном – в плохих людях, страшно секретных ракетах, злых медведях. Так привычнее. Внутренняя темнота помогает майору Костину пройти этот путь, как и положено в хорошем нуаре. Но в конце пути оказывается, что цель поисков все время была на поверхности – белая и чистая, как снег.
Просто ошибка молодых романтиков и несчастный случай, потом – новые ошибки из-за желания спасти товарищей, из-за самоотверженности. Эти нехитрые вещи открываются Костину только после кульминационного ритуала на горе, в процессе которого он избавляется от духа войны.
Дятловцы становятся для Костина лучиками света, разрушающими тьму. Костин это не проговаривает, это ведь не «Настоящий детектив» и подобные нуары, где смыслы жуют до фарша, и не глупое кривляние типа российских сериалов «Метод» и «Водоворот». В «Перевале Дятлова» сверхзадача понятна без слов. Более того: она выстрадана жизнью.
Так и было: следствие перебрало мрачные версии и только потом остановилось на природной. Но и после, все 60 лет, в общественном сознании бултыхалась тьма, звучали версии одна кошмарнее другой.
Времена менялись, люди навешивали на дятловцев собственные да еще и общественно-политические страхи. Недавние выводы прокуратуры и СКР только разозлили и раззадорили конспирологов, взболтали нуар в головах. Фильм же в борьбе с коллективным потемнением сознания (я не критикую тех, кто создает вокруг дятловцев мифологию из культурологического интереса) добился гораздо больших успехов.
«Перевал Дятлова» – выдающийся хоррор-нуар. Не просто классная жанровая работа, а мощное философское высказывание о стране, людях и нравах, прошлом и настоящем, сделанное именно с помощью жанровых инструментов, что не каждому под силу, жанр ведь развлекательный.
«Перевал Дятлова» может стать хитом среди хоррор-сериалов в мире
Основные плюсы триллера-хоррора «Игра на выживание»