К.Д.Ушинский писал "Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требуют терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение,т.е. навык: но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпени, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания".
Это слова актуальны и сегодня. Чем меньше люди знают о функционировании мозга ребенка, о его возрастных возможностях и особенностях, тем легче они предлагают собственные инновации в обучении и воспитании.
И не случайно мы сегодня встречаем и в качестве цитаты и в качестве названия книг - "Чтение с года", "Иностранные языки с полугода", "Письмо с двух лет", "Раннее систематическое обучение с трех лет". И больше того, есть так называемая "теория закрытого окна", которая была популярна в Америке еще лет 20 назад. К нам все приходит немного позже, и пришла к нам эта теория лет пять тому назад. И вот тут неспециалисты вещают - после 3 лет уже поздно, и до этого возраста ребенка нужно научить всему. И как это ни странно, учат, хотят научить.
Недавно одна мама написала письмо, где она написала, что ее ребенку полтора года, вокруг него развешаны слоги, но он еще не читает. Человек, который это пишет, который пытается это сделать, не имеет никакого представления о функциональном развитии ребенка и его мозга.
В связи с этим мы решили обозначить нашу позицию, рассказать о тех системных и комплексных исследованиях института возрастной психологии, которые ведутся там более 40 лет.
Действительно последние десятилетия можно считать периодом повышенного интереса к изучению мозга, и прежде всего мозга ребенка, интереса к его развитию, функционированию, особенностям мозговой организации видов деятельности и разных функциональных состояний.
И это не только интерес специалистов, морфологов, нейрофизиологов, нейропсихологов, но и интерес педагогов, которые пытаются на основе данных о функционировании мозга выстроить новые технологии и методики обучения.
К сожалению, знаний современным педагогам, знаний физиологии ребенка, возрастной физиологии очень не хватает. И в этом не их вина, в этом их беда. Потому что курсы возрастной физиологии в университетах очень малы. Больше того, многие вещи, которые происходят, которые есть в стандарте высшего образования просто некорректны. Это приводит к тому, что педагог также как родитель, также как воспитатель готов предложить ребенку то, что ему представляется возможным. И то, что мы порой встречаем в методических рекомендациях, выпущенными некоторыми региональными вузами не поддается описанию.
Можно привести один пример. Читаю о формировании навыка письма. И там есть такие строчки. Оказывается, делает открытие этот автор, китайцам вообще для формирования навыка письма не нужно левое полушарие. А вот нашим детям не нужно правое. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Это очень серьезная ситуация. И когда мы читаем о том, что создана современная методика для правополушарных детей, или для левополушарных, то становится не очень ловко.
Марьяна Михайловна Безруких (13 августа 1945 года) - доктор биологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования, директор Института возрастной физиологии Российской Академии Образования, специалист в области возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей. Лауреат Премии Президента в области образования