Без внедрения инноваций и механизмов, повышающих доступность и привлекательность продуктов, привлечь новых клиентов на таком насыщенном рынке, как рынок микрофинансовых организаций, крайне сложно. Одним из таких направлений является развитие b2c-механизмов.
В широком смысле, b2c (business to consumer, бизнес – конечному потребителю) предполагает такую схему взаимодействия, где в качестве приобретателя услуг выступает конечный потребитель. Сфера деятельности микрофинансовых организаций является ярким представителем данного направления, так как предполагает взаимодействие двух участников – непосредственно самой микрофинансовой организации и заемщика, в роли которого, чаще всего, выступает физическое лицо. Соответственно, механизмы b2c в данной сфере должны обеспечивать, с одной стороны, максимально комфортное и эффективное решение финансовых затруднений заемщиков, а с другой – обеспечить возврат средств и минимизировать риски, в том числе, связанные с возможным предоставлением заемщиков недостоверных данных.
Перейдем к рассмотрению конкретных решений. Одним из основных направлением развития b2c в сфере деятельности микрофинансовых организаций является дальнейший перевод выдачи займов в онлайн-режим. Если раньше для того, чтобы получить займ необходимо было идти в офис компании, то теперь заявку можно оформить онлайн.
Кроме того, летом 2020 года была реализована возможность b2c-переводов через Систему быстрых платежей. Это позволяет в течение нескольких секунд переводить денежные средства от микрофинансовой организации на банковскую карту клиента по привязанному к ней номеру телефона. Клиенту больше не надо указывать реквизиты счета или номер карты и, тем более, физически посещать офис микрофинансовой организации, чтобы получить наличные. Единственное требование: банковская карта должна быть заведена в банке – участнике Системы быстрых платежей. Внедрение таких механизмов выгодно не только потребителям, но и самим микрофинансовым организациям, так как это позволит оптимизировать затраты на проведение платежей, прежде всего, за счет более низких тарифов за перевод средств. Кроме того, сервис позволит усилить защиту от мошенников, так как данные потребителя (прежде всего, ФИО) при переводе проходят сверку и в случае несовпадения перевод не осуществляется. В дальнейшем планируется реализовать и обратный механизм, то есть переводы от физических лиц юридическим, что позволит оперативно погашать займы.
Касаемо векторов развития b2c в сфере деятельности микрофинансовых организаций стоит выделить несколько перспективных направлений. Прежде всего – это дальнейшая цифровизация процессов, внедрение технологий Big Data и блокчейн, что позволит повысить качество планирования и избежать ряда рисков, связанных, в том числе, с непогашением займов. Также стоит отметить расширение потенциальной аудитории, включающей в себя не только физические лица, но и малый бизнес, индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в оперативном получении средств для решения финансовых проблем
Таким образом, перспективы b2c-кредитования в нашей стране достаточно радужны, другой вопрос, смогут ли организации в полной мере воспользоваться ими.