Остров Путятина. Многие при виде этого географического названия вспоминают одну известную фамилию, некоторые вообще сразу же неправильно читают данный топоним.
В Приморском крае о острове знает, вероятно каждый второй, за пределами же региона он практически не известен, тем не менее это место достойно внимания.
Здесь природа, ещё дореволюционная история, брошенные военные объекты и т.д. Как всегда постараюсь обстоятельно рассказать и показать.
Тот пасмурный июньский день мы встретили у причала посёлка Дунай. Старая баржа, куда едва помещается пара машин и столько же десятков человек должна перевезти нас через 4-километровый пролив в Японском море.
- За двоих 10 руб.
Кассир от руки выписывает билет на старом бланке из тонкой бумаги. Удивительно в краю, где булка самого дешёвого хлеба может стоить больше 50 рублей видеть такие цены. Видимо с 90-х их "забывают" проиндексировать. Что ж, это радует.
Баржа напомнила десантные катера периода Второй Мировой, но несмотря на свой обшарпанный вид вызывала доверие.
Пока мы плывём, расскажу о сущности места, что прояснит читателям смысл названия данной публикации.
Мы находимся на территории ЗАТО Фокино. ЗАТО - это закрытое административно-территориальное образование. Такой статус получают места, в границах которых расположены предприятия, связанные с оружием массового поражения, военные и иные объекты, для которых установлен особый режим функционирования.
Сейчас в России существует 38 ЗАТО.
ЗАТО Фокино создавалось в целях обеспечения функционирования объектов Тихоокеанского флота. Территориально оно одно из самых больших в РФ. Сюда входят город, несколько посёлков и островов - целый район.
Почти во всех российских ЗАТО жёсткий контроль доступа. Про Фокино сказать такого нельзя. Охрана есть, но проверки выборочные и нас они не коснулись. Посещение же Путятина с некоторых пор вовсе не ограничено, т.к. ничего секретного там давно не осталось. Одни развалины, до которых мы ещё доберёмся.
Вот уже можно рассмотреть островной посёлок с причалом. Несколько человек ожидают. Они отправятся на континент обратным рейсом.
Паром делает всего две ходки в день. Мы планируем вернуться на вечернем.
С воды посёлок выглядел удручающе. Но на деле он оказался не таким уж плохим. Несмотря на общую разруху, довольно ухожено. Здания в основном советской постройки, но присутствуют и дореволюционные. Есть небольшой рыбзавод, школа, магазин, клуб, административное здание. Кажется, всё необходимое.
По сравнению с лучшими временами население сократилось в 3 раза и составляет по последним данным 768 человек. Из-за этого много заброшек. Несколько снимков посёлка в галерее ниже.
Прячем лишние вещи и отправляемся на юг острова. Он вытянут с севера на юг на 12 километров. Пройти за сегодня предстоит около 20-ти.
Здесь на удивление разветвлённая дорожная сеть, что значительно упрощает перемещение.
Что сразу бросается в глаза - это красивый лес. Светлый и чистый. А в конце весны зелёный и яркий даже в пасмурный день. Он на самом деле потрясающий, хоть и молодой. Деревья по большей части дубы. Я как "лесной" человек утверждаю, что по-настоящему красивых лесов в России ещё поискать надо. Здесь одно из таких мест. Подозреваю, что ещё и комаров никогда нет... Скоро и грибы пойдут. Красота!
Почти сразу встретили лошадь. Лошадь была грустная. Наверное, знает историю расцвета и упадка острова.
Её отлично рассказали два автора по ссылкам: https://pikabu.ru/story/ostrov_putyatina_kak_sozdat_ray_na_zemle_za_7_let_4480163 - Остров Путятина. Как создать рай на земле за 7 лет; https://primorie.do.am/blog/aleksej_starcev_khozjain_ostrova_skazki/2012-10-26-169 - Алексей Старцев хозяин острова-сказки.
По названиям публикаций можно догадаться что к чему. Кратко:
Название остров получил в честь открывателя этих мест в середине 19 века адмирала Путятина. В 1890-ых остров приобретает видный делец Старцев и преображает до неузнаваемости.
Из пристанища бедных рыбаков остров превратился в территорию передового развития: плантации, сады, виноградник, ферма, кирпичный и фарфоровый заводы, слесарно-механические и чугунолитейные мастерские, конный завод (возможна, наша лошадь потомок тех первых лошадей). Достижения Старцева неоднократно отмечались различными наградами.
Если всё, что пишут о событиях здесь - правда, то России всегда не хватало таких людей. Не безбожных временщиков, а настоящих творцов и созидателей, которые мыслят дальше собственного кармана.
Дороги на острове, кстати, тоже были построены в то время.
Наш герой умер, не прожил здесь и 10 лет. Его потомки не смогли эффективно управлять имением, в 20-е годы всё было национализировано. Впрочем, новая власть тоже не достигла здесь выдающихся успехов. А про нынешние времена и говорить не приходится. Статистика по населению и фото посёлка говорят сами за себя.
Новый "Старцев" здесь явно пришёлся бы к месту, впрочем как и в 9 из 10 территорий РФ. Пока ему только установили памятник, причём ещё в советское время.
А мы идём дальше, в сторону южного мыса, где судя по нашей карте располагается брошенный военный городок и другие интересные объекты.
Дорога всё больше зарастает. Видно, что ездят здесь нечасто.
Периодически дорога подходит к морю, спокойно и умиротворённо
Наконец, она вовсе исчезает.
Вообще, это нехорошее свойство современных электронных карт. Туда добавляют информацию из старых источников.
На карте дорога есть - на деле уже нет. Заросла, разрушена селевым потоком. Разные есть варианты. Спутниковые снимки тоже далеко не везде могут прояснить обстановку. Ладно здесь - остров небольшой, мы пешком и до конца недалеко - можно и через заросли немного пройти. А где-нибудь в тайге это может стоить гораздо большего... Однажды мы попали в очень неприятную ситуацию, когда-нибудь напишется об этом...
Лучшее решение в таких ситуациях - это заранее спрашивать у местных жителей. Причём у двух-трёх, для большей актуализации информации...
А для нас несколько сотен метров по траве обернулись не только мокрыми ногами, но чем-то более приятным.
От души поели земляники. Она здесь крупная и сладкая.
Также полюбовались замечательными цветниками.
Идя по такой красоте, вплотную приблизились к отметке "Бывший городок ПВО". Из зарослей уже просматриваются разгромленные постройки...
Конец первой части - продолжение ЗДЕСЬ.
Если было интересно, подписывайтесь и оценивайте. Спасибо.
Можете также почитать про российский остров Шикотан, расположенный в 1000 км отсюда в открытом океане! Изумрудный остров. Самая дальняя территория России