Как всем без исключения отлично известно, армяне - первый в мире народ, принявший христианство как официальную религию. Произошло сие славное событие еще в начале IV-го века нашей эры при царе Трдате III Великом. Крестил армян Григорий Лусаворич (просветитель).
Но мало кто знает, христианство приняли сразу после армян и их соседи - племена Кавказской Албании. Причем от армян же.
Народы эти лезгиноязычные заселяли в начале нашей эры север современного Азербайджана. Однако, к тюркам-азербайджанцам никакого отношения не имели, предками азербайджанского народа не являются. Современные потомки кавказских албанов - лезгины, удины, табасаранцы, рутулы и т.д
Вплоть до самого IV века нашей эры кавказские албаны исповедовали либо исконную языческую веру, либо пришедшую из сасанидского Ирана религию огнепоклонников.
Однако, в IV столетии произошло следующее. После трагичного раздела Великой Армении между Персией и Римом, восточные армянские земли оказались в одной провинции с землями кавказских албан, подчиненных Ирану. Более развитые культурно армяне начали некисло влиять на кавказских албан во всех сферах жизни. В том числе, принесли им Веру Христову.
Так проповедовал среди кавказских албанов внук Григория Просветителя Святой Григорис. В небольшом селе Нюгди (южный Дагестан) он и принял мученическую смерть, как армянский христианский миссионер.
Недалеко от города Гянджа (ныне азербайджанский) в монастыре святых переводчиков (Таргманчац) трудился сам Месроп Маштоц - автор армянского алфавита и первого перевода Святого Писания на армянский язык.
Для кавказских албанов этот монах-просветитель создал особое агванское (от Агван - армянское название Кавказской Албании) письмо, которое ныне можно увидеть на флаге например, лезгинов.
Сами кавказские албаны, использовали для богослужений грабар - староармянский язык. Они же помогали братьям-армянам в битве за христианскую веру: например, армяне и албаны вместе сражались в V веке н.э против персов на легендарном Аварайрском поле.
Армяне создали в Кавказской Албании епархию Армянской Апостольской Церкви - так называемый Агванский католикосат Армянской апостольской церкви.
Интересно, что после того как большая часть албанов оказалась после арабского и сельджукского нашествий в исламе, эта напрямую подчиненная армянскому Католикосу в Эчмиадзине Албанская епархия сохранилась. Уже с чисто армянской паствой.
И даже стала такой могущественной, что вплоть до XVIII-го века претендовала на духовное лидерство среди армян Кавказа и России. Упразднена была лишь в 1830-м году.
Подчиненность величественных древних монастырей Нагорного Карабаха Дадиванка, Гандзасара (центр епархии) и других именно Агванскому католикосату дает сейчас некоторым товарищам называть их "албанскими". При том, что на момент основания этих шедевров архитектуры в X-XIII столетиях Албанская епархия уже являлась в большинстве своем армянской по нацсоставу...
Сейчас армянскую апостольскую христианскую веру сохраняют прямые потомки кавказских албан - живущие в Азербайджане немногочисленные удины. Правда, ввиду политики Баку им приходится окормляться не Армянской Апостольской Церковью (ААЦ), а Русской Православной (РПЦ). Те же удины, что предпочли переехать из Азербайджана в Россию и Армению, следуют именно заветам ААЦ.