Найти в Дзене
Исправленному верить

Аделина умирает последней

Аделина Вениаминовна Абрамсон (Кондратьева)
Аделина Вениаминовна Абрамсон (Кондратьева)

Следуя элементарной логике, если в 2012 году ушли из жизни последние двое интернационалистов, защищавших дело республиканцев Испании, то к 2021 году не должно остаться ни одного здравствующего защитника СССР во время Великой Отечественной войны, т.е. Отечества тех россиян, кто родился до 26 декабря 1991 года. И должны прекратиться, наконец, спекуляции на все сопутствующие темы: о святой памяти погибших, когда несколько миллионов убитых (по сильно заниженным данным, впервые обнародованным лишь в 2009 году, — 2,4 млн) в той войне до сих пор не похоронены и даже не признаны погибшими, о чуткой заботе правительства о ветеранах, которых уже и остаться не должно, о выделении им квартир, пайков и т.д. и т.п.

Последняя из «испанцев»

14 декабря 2012 года в Москве ушла из жизни Аделина Вениаминовна Кондратьева. В Испании она «воевала» переводчицей. И было ей тогда... 17 лет.

Её отца, польского еврея Беню Абрамсона, гимназистом состоявшего в революционной группе эсера-бомбиста Володарского, в 1910-м арестовали. Дожидаться суда и суровой кары не стал — товарищи организовали ему побег. Добежал до Николаева (ныне — Украина) и нанялся на пароход, который вез донбасский уголь в Южную Америку. На берег сошёл в Бразилии, оттуда перебрался в Аргентину. Обустроился. Стал ждать невесту, но пароходом приплыла её старшая сестра — его девушка погибла при погроме. Жениться пришлось на её сестре. В Буэнос-Айресе родились дети. Там же легализовался, «обзавёлся родословной» — у каждой аргентинской семьи есть книга фамилии, выучил испанский, вступил в коммунистическую партию. Работал в первом советском представительстве в Южной Америке «ЮжАмТорг». Перевёл на испанский стихи Маяковского, которые его маленькие дочки читали перед собраниями... но вступил в конфликт с местными коммунистами. На съезде компартии Аргентины его исключили из партии. 6 сентября 1930 года генерал Хосе Феликс Урибуру с небольшим отрядом совершил в Аргентине государственный военный переворот, названный позднее сентябрьской революцией. Хотя поставить страну на рельсы столь популярного тогда корпоративного фашизма не удалось, Беньямина с женой арестовали. Её вскорости выпустили —как-никак дети без присмотра остались, а его после непродолжительного пребывания в тюрьме выслали из страны. Добравшись до столицы Уругвая Монтевидео, он стал оформлять документы для переезда в СССР, и получив их, направился туда. Лишь в сентябре 1932 года семье по почте пришли билеты на пароход из Буэнос-Айреса до Гамбурга. Из Гамбурга экспрессом прибыли в Берлин. Пока оформляли документы на въезд в СССР, почти три месяца жили в помещении торгового представительства без наличных. На исходе 1932-го мать с двумя дочерьми — 16-летней Паулиной-Марианой и 11-летней Аделиной, не знавшими ни слова по-русски, наконец направилась в страну победившего социализма.

Сказка — ложь

В Москве мёрзли, голодали. Отец работал в издательстве, печатавшем литературу для иностранцев. Туда же приняли и старшую дочь, умевшую печатать на машинке вслепую. В издательстве работали в основном иностранцы. Переводили коммунистическую литературу с русского на иностранные и с иностранного на иностранный. Абрамсон перевёл на испанский «Вопросы ленинизма».

Дети усиленно учили русский... Отец получил угол на Арбате. Вскоре переехали в коммуналку за Петровкой, 38, в Колобовском переулке:
8 метров после роскошной двухкомнатной со всеми удобствами
в Буэнос-Айресе! Младшая пошла в 181-ю московскую школу.

В конце декабря 1936 года беспартийного Абрамсона вызвали в ЦК КПСС и предложили под видом бразильского коммерсанта поехать переводчиком в Испанию. И не одному. Но на границе при выезде паспорта вызвали подозрения, и отца с детьми арестовали (по другим данным, Паулина-Мариана выехала в Испанию по «комсомольской путёвке» раньше). После 12-и часов допросов пришлось назвать номер телефона «изготовителя». Ответ обескуражил советских пограничников: «Немедленно выпустить!», однако поезд дожидаться не стал. Польша встретила вырвавшихся из коммунистического рая южноамериканцев, как героев.

В январе наступившего 1937-го прибывшие под чужими фамилиями переводчики начали работу. Паулину под псевдонимом «комрад Лина» направили в аппарат главного военного советника Яна Карловича Берзина (наст. — Петерис Янович Кюзис, 1889 — расстрелян 29 июля 1938), а затем «приставили» к кинодокументалисту Роману Лазаревичу Кармену (наст. — Корнман, 1906—1978). 17-летнюю девятиклассницу Аделину определили в штаб авиации республиканцев к «генералу Дугласу» — «советнику», лично летавшему на задания, комбригу Якову Владимировичу Смушкевичу (1902 — расстрелян 28 октября 1941), которому 20 июня, минуя звание «комдив», присвоено воинское звание «комкор», а 21 июня — звание «Герой Советского Союза».

Аделина в Испании
Аделина в Испании

Несовершеннолетняя девушка буквально влюбила в себя весь личный состав «красных соколов». Но её сердце покорил как небо лишь один: Родриго Матео, он же — Анатолий Константинович Серов (1910—1939). Любовь была взаимной. В небе Толя для неё такие фигуры высшего пилотажа крутил, что на земле у всех сердце замирало. А старшая приглянулась «полковнику Ксанти» — «военному советнику»штаба республиканцев, командиру «герильерос» — отрядов диверсантов, лихому кавалеристу-разведчику, но к тому времени связанному узами брака, осетину по национальности Хаджи-Умару Джиоровичу Мамсурову (1903—1968, впоследствии — Герой Советского Союза, генерал-полковник, первый заместитель начальника ГРУ ГШ МО СССР — прим. авт.).

Любви все возрасты

Из Испании Аделина возвращалась на роскошном автомобиле «Крайслер-Империал» («Chrysler Imperial») и не одна. «Жениху» Анатолию Серову подарил машину председатель республиканского правительства Хуан Негрин (Juan Negrín López, 1892—1956). Доехали до Парижа, оттуда направились в Гавр. В порту погрузили подарок на корабль, следовавший в Ленинград. Склонный к полноте грузный Серов был шустрым не только в небе, где с большим трудом влезавший в самолёт «сталинский сокол», буквально преображался, сливаясь с боевой машиной.

Аделина и Паулина Абрамсон после Испании. Фото взяты из открытых источников
Аделина и Паулина Абрамсон после Испании. Фото взяты из открытых источников

Вернуться в школу «невеста», награждённая боевым орденом Красной Звезды, не могла. Пошла на рабфак. Когда по праздникам в предвоенной Москве сёстры гуляли с орденами на груди — Паулина была награждена орденом Красного Знамени — прохожие думали, что девочки украли ордена у отца. К тому же обнаружилось, что старшая сестра беременна от своего кавалера. Однако официальное бракосочетание состоялось только после рождения дочери и улаживания всех формальностей с предыдущим браком.

После родов Паулина учительствовала в московской школе для испанских детей. 16 февраля 1940 года её призвали в РККА. Воевала на Юго-Западном фронте. С января 1943-го —помощником начальника 4-го отделения разведотдела штаба фронта. Затем — на Ленинградском фронте. После войны служила старшим преподавателем в Военном институте иностранных языков. 30 ноября 1950 года вышла в отставку в звании майора. Умерла 12 декабря 2000 года.

А папа для новорожденной был «теоретическим». Как бы был, но дома его никогда не было. В апреле 1938-го Хаджи назначили начальником спецотделения «А» Разведупра РККА, с мая 1939 года — начальником спецотдела в 5-м Управлении РККА. На Советско-финскую прибыл начальником оперативной группы Разведупра при штабе Северо-Западного фронта.

24 июня 1941 года вместе с Маршалом Советского Союза
К.Е. Ворошиловым (1881—1969) майор Мамсуров направлен на Западный фронт. 4 июля по личному приказу И.В. Сталина арестовал командующего фронтом генерала армии Дмитрия Григорьевича Павлова (1897 — расстрелян 22 июля 1941). 8 июля доставил его в Москву. Затем с Ворошиловым прибыл в Ленинград, занимался организацией партизанского движения. В августе пришлось исполнять должность командира 311-й стрелковой дивизии 48-й армии. С октября — начальник разведотдела Резервного фронта, с ноября — начальник особой оперативной группы ГРУ Генштаба РККА.

В январе 1942-го направлен командиром 114-й кавдивизии. С мая — зам. командира 7-го кавкорпуса. С августа — помощник начальника и начальник оперативного отдела Центрального штаба партизанского движения. С января 1943-го — заместитель начальника 2-го управления ГРУ. И в марте — вновь на фронт до самой Победы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года гвардии генерал-майору Хаджи-Умару Джиоровичу Мамсурову присвоено звание Героя Советского Союза. 24 июня в колонне 1-го Украинского фронта он прошёл по Красной площади на Параде Победы. В октябре-ноябре 1956 года во главе армии генерал-лейтенант Мамсуров подавлял антисоветский мятеж в Венгрии. С октября 1957 до смерти в 1968 году — начальник Центра особого назначения, первый заместитель начальника ГРУ Генштаба Вооружённых Сил. Лишь спустя много лет его дочь узнала, кем на самом деле был её отец. Она считала, что папа «просто ездит на работу в Генштаб».

Пике

А Аделину семья Анатолия — мать Любовь Фроловна и сёстры — Агния и Маргарита, которых он перевёз из далёкого уральского Надеждинска (ныне — Серов, райцентр, 100-тысячник на севере Свердловской области — прим. авт.) в Чкаловское, не приняла невесту — испаноговорящую еврейку. Когда Серову предоставили пятикомнатную квартиру арестованного Маршала Советского Союза Александра Ильича Егорова (1883 — расстрелян 23 февраля 1939) в доме на Лубянском проезде
(в 1939—1993 гг. —проезд Серова) за зданием на Лубянке, вместо невесты он перевёз туда маму и сестёр. «Семейная» жизнь превратилась в свидания на её территории и попойки дома. А потом скороспелый брак
11 мая 1938-го с артисткой Валентиной Половиковой, разделявшей весёлую разгульную жизнь героя-лётчика и его друзей.

1 мая 1939 года после с триумфом прошедшего воздушного парада Серов отмечал праздник с Аделиной. Да так и загулял на несколько дней. Анатолий уговаривал Аделину начать всё сначала. Но его постоянные пьянки-гулянки её утомляли. Аделина поставила вопрос ребром: «или — или». Как в одном из последних интервью сказала Аделина: «Очень тяжёлая вещь — иметь около себя качающегося мужчину», которому слава и водка кружили голову. А 11-го 29-летний Серов погиб. На низкой высоте самолёт неожиданно вошёл в пике на скорости 210 километров в час. Поначалу даже появились подозрения в отравлении «сталинского сокола».

По окончании рабфака в апреле 1941-го Аделина стала слушательницей Военного факультета иностранных языков Московского государственного педагогического института иностранных языков. А потом началась война. В 1942—1943 гг. служила военной переводчицей в звании лейтенанта авиации, работала с испанскими и итальянскими военнопленными. В 1944-м окончила Военный институт иностранных языков и была оставлена на преподавательской работе, как носитель языка. В 1949-м вышла в отставку. Преподавала в других вузах, занималась наукой.

***
Выйдя на пенсию Аделина Кондратьева активно выступала за создание мемориала воинам-интернационалистам-«испанцам». Ей обещали. Не дожила. Последняя «испанка» умерла 14 декабря 2012 года.

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!