Найти тему
Музей истории религии

Врач тибетской медицины

Тибетскую медицину невозможно представить себе вне тибетского буддизма. По сути, тибетская медицина является одним из разделов буддийского знания о человеке. Неслучайно она, наряду с изучением буддийской философии и тантр, входит в состав «пяти больших наук», изучаемых в любом буддийском университете. Эта неотрывность медицины от духовного взгляда на человека определила и специфику целостного подход к пациенту. Врач тибетской медицины (по-тибетски – эмчи) спросит у вас не только «на что жалуетесь?», но и «чем вы занимаетесь?», «во сколько встаёте?», какие у вас отношения с близкими и т.п. Он будет пытаться понять пациента целиком, его характер, привычки, чем он живёт. Потому что любой диагноз тибетского медика – это частный случай целостной оценки состояния человека. Такой подход формирует между врачом и пациентом близкие доверительные отношения. Неслучайно тибетская медицинская традиция налагает на эмчи ряд обязательств и предъявляет крайне высокие требования к его профессиональным и морально-нравственным качествам. Поэтому в реальной жизни хороший эмчи зачастую совмещает в себе функции врача и ламы, то есть духовного учителя.

Примечательно, что, то, что на первый взгляд может показаться привязью животных, на самом деле – «нити доброты и сострадания», связующие сердце врача с сердцами всех живых существ. При этом в сердце врача восседает синий Будда медицины (санскр.: Бхайшаджагуру, тиб.: Сангье Менла) – главный персонаж тибето-буддийского медицинского пантеона
Примечательно, что, то, что на первый взгляд может показаться привязью животных, на самом деле – «нити доброты и сострадания», связующие сердце врача с сердцами всех живых существ. При этом в сердце врача восседает синий Будда медицины (санскр.: Бхайшаджагуру, тиб.: Сангье Менла) – главный персонаж тибето-буддийского медицинского пантеона

Эмчи, не обладающий необходимыми качествами «подобен лису, занявшему львиный трон». Здесь мы имеем дело с аллюзией на древнеиндийскую притчу, в которой лис обманом занимает место царя зверей
Эмчи, не обладающий необходимыми качествами «подобен лису, занявшему львиный трон». Здесь мы имеем дело с аллюзией на древнеиндийскую притчу, в которой лис обманом занимает место царя зверей

Деятельность врача тибетской медицины подразделяется на общую и особую. По общей подразумевается непосредственно врачебная теория и практика. Особая деятельность состоит в ревностном соблюдении этико-религиозных норм, дисциплине и гигиене ума. Она создаёт базу для развития эмпатии, интуиции, мудрости, сострадании, способности видеть болезнь во взаимосвязи души и тела.

На этом фрагменте изображается «плохой лекарь», придающийся пустым спорам. Надпись внизу: «болтовня, лишающая рассудка». Спорщик, провоцирующий врача на пустословие изображён в виде демона.
На этом фрагменте изображается «плохой лекарь», придающийся пустым спорам. Надпись внизу: «болтовня, лишающая рассудка». Спорщик, провоцирующий врача на пустословие изображён в виде демона.

Общая деятельность эмчи всегда требовала незаурядных интеллектуальных способностей и долгих лет обучения. Согласно стандартам обучения, медицинские трактаты заучивались наизусть, скрупулёзно исследовалась высокогорная флора целебных растений, правила сбора и тонкости приготовления целебных снадобий, приёмы владения хирургическими инструментами. Полученные знания обязательно «обкатывались» на практике.

В верхнем ряду фрагмента того же листа № 37 показана ситуация, в которой врач имея в распоряжении лучшие лекарства, не знает методики их применения. В каноническом комментарии, прилагаемом к «Атласу тибетской медицины» говорится, что у такого врача «лекарственные средства не поразят очагов болезни, подобен он тому, кто пускает стрелу в мишень, находящуюся в темноте». И наоборот, знающий лекарь без инструментов подобен голому богатырю без доспехов и оружия (нижний ряд)
В верхнем ряду фрагмента того же листа № 37 показана ситуация, в которой врач имея в распоряжении лучшие лекарства, не знает методики их применения. В каноническом комментарии, прилагаемом к «Атласу тибетской медицины» говорится, что у такого врача «лекарственные средства не поразят очагов болезни, подобен он тому, кто пускает стрелу в мишень, находящуюся в темноте». И наоборот, знающий лекарь без инструментов подобен голому богатырю без доспехов и оружия (нижний ряд)
Каждый аспект обучения крайне важен. Ведь тот берётся лечить людей, не имея необходимой подготовки, может, исходя из неверного диагноза, назначить и неверное лечение. Тем самым он ставит под угрозу человеческую жизнь и здоровье. Такой эмчи по сути является «посланцем Владыки смерти, облаченным в одежды врачевателя, со смертоносным арканом в руке» вместо медицинского инструмента. В сердце такого врача мы наблюдаем фигурку Ямы – владыку царства мёртвых в буддийской мифологии
Каждый аспект обучения крайне важен. Ведь тот берётся лечить людей, не имея необходимой подготовки, может, исходя из неверного диагноза, назначить и неверное лечение. Тем самым он ставит под угрозу человеческую жизнь и здоровье. Такой эмчи по сути является «посланцем Владыки смерти, облаченным в одежды врачевателя, со смертоносным арканом в руке» вместо медицинского инструмента. В сердце такого врача мы наблюдаем фигурку Ямы – владыку царства мёртвых в буддийской мифологии

Что же касается непосредственно религиозного компонента тибетской медицины, то некоторые ее области просто невозможны вне традиционного буддийского пути. В частности, только благодаря систематической практике медитации и сосредоточения пульсовая диагностика в Тибете достигла почти сверхъестественных высот. В нашем привычном понимании пульс даёт общие сведения о работе сердца. Опытный же тибетский медик, «вслушиваясь» в пульс, различает тончайшие оттенки процессов, происходящих глубоко в теле пациента, и может судить о состоянии различных внутренних органов и систем. Первоклассный эмчи, используя разные типы и методики прощупывания пульса в сочетании с глубоким знанием анатомии, способен поставить точный диагноз, основываясь только на прощупывании пульса.

-8

Но взаимосвязь религии и медицины в тибетском буддизме идёт гораздо дальше взаимного влияния. Ведь с буддийской точки зрения труд лекаря является формой выполнения обета бодхисаттвы – «спасения всех живых существ» от страданий сансары. То есть, если для простых людей врач просто занимается лечением людей, то для самого врача его деятельность – это особый метод обретения качеств будды (доброты, щедрости, терпения, сострадания и т.п.) и в конечном итоге, метод достижения состояния Будды – Пробуждения. Существуют достаточно тайные и скрытые от непосвященных аспекты этого процесса. Они связаны с практикой созерцания и самосозерцания себя в облике божеств. Для эмчи – это прежде всего образ Будды медицины. И в этом свете вся медицинская практика предстаёт для него полем, где осуществляется таинство преображения реальности, таинство становления Буддой Медицины. Чем успешнее лекарь лечит, тем он больше приближается к пробуждению. Чем он ближе он к пробуждению, тем он успешнее лечит, и раскрывает в себе сверхъестественные способности помогать другим.

Такой врач, согласно буддийскому учению, обретает мирское счастье, долголетие, достаток и уважение (фигура слева). В момент смерти (фигура справа) он не умирает, как обычные люди, чтобы снова обрести рождение и страдать в сансаре, а переносится в чистую землю (санскр.: буддакшетра) Будды Медицины, чтобы занять место в его бесконечной мандале
Такой врач, согласно буддийскому учению, обретает мирское счастье, долголетие, достаток и уважение (фигура слева). В момент смерти (фигура справа) он не умирает, как обычные люди, чтобы снова обрести рождение и страдать в сансаре, а переносится в чистую землю (санскр.: буддакшетра) Будды Медицины, чтобы занять место в его бесконечной мандале
-10