Тибетскую медицину невозможно представить себе вне тибетского буддизма. По сути, тибетская медицина является одним из разделов буддийского знания о человеке. Неслучайно она, наряду с изучением буддийской философии и тантр, входит в состав «пяти больших наук», изучаемых в любом буддийском университете. Эта неотрывность медицины от духовного взгляда на человека определила и специфику целостного подход к пациенту. Врач тибетской медицины (по-тибетски – эмчи) спросит у вас не только «на что жалуетесь?», но и «чем вы занимаетесь?», «во сколько встаёте?», какие у вас отношения с близкими и т.п. Он будет пытаться понять пациента целиком, его характер, привычки, чем он живёт. Потому что любой диагноз тибетского медика – это частный случай целостной оценки состояния человека. Такой подход формирует между врачом и пациентом близкие доверительные отношения. Неслучайно тибетская медицинская традиция налагает на эмчи ряд обязательств и предъявляет крайне высокие требования к его профессиональным и морально-нравственным качествам. Поэтому в реальной жизни хороший эмчи зачастую совмещает в себе функции врача и ламы, то есть духовного учителя.
Деятельность врача тибетской медицины подразделяется на общую и особую. По общей подразумевается непосредственно врачебная теория и практика. Особая деятельность состоит в ревностном соблюдении этико-религиозных норм, дисциплине и гигиене ума. Она создаёт базу для развития эмпатии, интуиции, мудрости, сострадании, способности видеть болезнь во взаимосвязи души и тела.
Общая деятельность эмчи всегда требовала незаурядных интеллектуальных способностей и долгих лет обучения. Согласно стандартам обучения, медицинские трактаты заучивались наизусть, скрупулёзно исследовалась высокогорная флора целебных растений, правила сбора и тонкости приготовления целебных снадобий, приёмы владения хирургическими инструментами. Полученные знания обязательно «обкатывались» на практике.
Что же касается непосредственно религиозного компонента тибетской медицины, то некоторые ее области просто невозможны вне традиционного буддийского пути. В частности, только благодаря систематической практике медитации и сосредоточения пульсовая диагностика в Тибете достигла почти сверхъестественных высот. В нашем привычном понимании пульс даёт общие сведения о работе сердца. Опытный же тибетский медик, «вслушиваясь» в пульс, различает тончайшие оттенки процессов, происходящих глубоко в теле пациента, и может судить о состоянии различных внутренних органов и систем. Первоклассный эмчи, используя разные типы и методики прощупывания пульса в сочетании с глубоким знанием анатомии, способен поставить точный диагноз, основываясь только на прощупывании пульса.
Но взаимосвязь религии и медицины в тибетском буддизме идёт гораздо дальше взаимного влияния. Ведь с буддийской точки зрения труд лекаря является формой выполнения обета бодхисаттвы – «спасения всех живых существ» от страданий сансары. То есть, если для простых людей врач просто занимается лечением людей, то для самого врача его деятельность – это особый метод обретения качеств будды (доброты, щедрости, терпения, сострадания и т.п.) и в конечном итоге, метод достижения состояния Будды – Пробуждения. Существуют достаточно тайные и скрытые от непосвященных аспекты этого процесса. Они связаны с практикой созерцания и самосозерцания себя в облике божеств. Для эмчи – это прежде всего образ Будды медицины. И в этом свете вся медицинская практика предстаёт для него полем, где осуществляется таинство преображения реальности, таинство становления Буддой Медицины. Чем успешнее лекарь лечит, тем он больше приближается к пробуждению. Чем он ближе он к пробуждению, тем он успешнее лечит, и раскрывает в себе сверхъестественные способности помогать другим.