Найти в Дзене
Марафон ОТЛичницы

Как справляться с делами быстрее? 12 проверенных способов от специалистов

Оглавление

Начну с забавного совета:

Цитата подготовлена лично мной специально для блога "Марафон ОТЛичницы"
Цитата подготовлена лично мной специально для блога "Марафон ОТЛичницы"

Эту статью я пишу не для того, чтобы человек стремился объять необъятное. А чтобы каждый мог управлять своим временем эффективно и на максимуме.

Сегодня в публикации - ничего лишнего. Только конкретные советы. Только хардкор (с) 😁 Чтобы и со статьей вы справились быстро.

1. Затачивайте пилу

Это еще что такое? Если вы задали такой вопрос, то пока не знакомы со Стивеном Кови и его книгой "7 навыков высокоэффективных людей". Затачивать пилу - равно "заботиться о себе". Нельзя спилить дерево тупой пилой: на это уйдет больше сил и времени. Поэтому нельзя и быстро выполнить дело, если вы:

❌ Нездоровы.

❌ Не выспались.

❌ Голодны.

❌ Истощены физически/морально/эмоционально (нужное подчеркнуть).

❌ Исчерпали источник вдохновения (т.е. будете работать "топорно", без огня и творческого подхода, стандартно и неэффективно).

Кое-кто не забывает о заточке. Фото с бесплатного фотостока Pixabay
Кое-кто не забывает о заточке. Фото с бесплатного фотостока Pixabay

Чтобы быть продуктивным, нужно сначала вкладывать в себя. Полноценный сон, питание, отдых, забота. Сюда же входит саморазвитие, ведь оно помогает обновлять навыки (подробнее о них - тут):

15 навыков, которые нужны любому современному человеку

"Затачивание пилы" по Стивену Кови включает в себя 4 сферы:

✅ Физическое измерение. Это - питание, водный баланс, кардионагрузка, растяжка, полноценный сон.

✅ Ментальное/интеллектуальное измерение. Это - чтение, решение сложных задач, хобби, отдых раз в неделю, отпуск, обновление навыков, время на размышления, развитие творческих способностей, самообразование, изучение иностранных языков.

✅ Социальное/эмоциональное измерение. Это - взаимодействие с людьми, развитие навыков коммуникации, работа с эмоциями, повышение эмоционального интеллекта.

✅ Духовное измерение. Это - вдохновение и наполнение через источники, которые поддерживают ваши внутренние ценности, наполняют умиротворением. У каждого - что-то свое. Например, это могут быть молитвы, чтение духовной литературы. Для другого это - прослушивание классики, прогулки по лесу и т.д.

Почему я ставлю пункт про затачивание пилы на первое место? Если дать неэффективному человеку час времени на то, чтобы спилить дерево, он и потратит все 60 минут. Если дать эффективному человеку час времени, то он может потратить на саму работу всего 30 минут. А может, и вовсе 5. Потому что заранее позаботился об инструменте для решения задачи.

Острота. Фото из личного архива, 2019
Острота. Фото из личного архива, 2019

И сама притча:

Шёл охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, дровосек долго и упорно пилил сваленное дерево. Пот лился ручьём, всё тело было сильно напряжено.

Охотник подошёл поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом.

- По-моему, ваша пила совсем затупилась! - обратился охотник к дровосеку. - Почему бы вам её не заточить?

- Что вы! - воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. - У меня совершенно нет на это времени, я должен пилить!

И дровосек снова принялся за работу.

2. Самое сложное и важное - с утра

Вы - сова? Поздравляю! Все равно с утра😁

Почему? Отвечаю:

Каждый день станет продуктивным. Даже если это дело останется единственным завершенным за сутки, оно выполнено. А значит, основная задача решена (если вы, конечно, выбрали приоритетное, самое важное дело). Как бы ни сложился день дальше, этот вклад в будущее у вас уже никто не отнимет. Непредвиденные события случаются почти ежедневно. Но всё, что вы успели с утра, ваше.

Облегчение. Особенно, если дело было неприятным. Известный специалист по тайм-менеджменту Глеб Архангельский называет такие дела "лягушками". Съел с утра - преодолел себя, повысил самооценку, скинул груз с плеч. И больше ничего не висит над вами. Никакого давления в виде тягостных мыслей из серии "эх, еще же это противное дело надо сделать".

Займет меньше времени. Версия о том, что "совы" продуктивнее вечером, отражает только возможности работать длительно. То есть "жаворонок" по вечерам долго не выдерживает, а "сова" может уйти глубоко за полночь. Но и у тех, и других представителей в первой половине дня продуктивность и эффективность выше. Просто "жаворонок" может броситься с головой в работу практически сразу, как только поднимется. А "сове" нужно еще раскачаться. Но не до вечера же.

А котики, например, вообще весь день раскачиваются. И ничего) Фото из личного архива, 2016
А котики, например, вообще весь день раскачиваются. И ничего) Фото из личного архива, 2016

3. Группируйте схожие задачи

Печете блинчики? Параллельно можно помыть и посуду. Это - простой пример, который знаком всем хозяйкам.

Более сложные примеры группировки задач:

  • Группировка по виду деятельности. Например, объединять все покупки один раз в неделю. Это реально экономит время. Чем ходить каждый день в магазины по мелочи, лучше вести список в течение недели по всем категориям и за одно посещение торгового центра покупать все необходимое (с запасом вперед).
  • Группировка по локации. Например, выполнить сегодня все дела в детской/офисе/гараже/банке и т.д. Есть еще вариант группировать по виртуальным локациям: например, если вы удаляете лишние сообщения в телефоне, то пройдитесь заодно и по фотографиям.
  • Группировка по времени. Выберите 6 блиц-задач (которые занимают менее 5 минут) и выполните их в течение получаса.
  • Группировка по состоянию. Если вы сегодня чувствуете физический подъем, то воспользуйтесь состоянием и выполните дело, требующее большей физической отдачи. Например, если вы обычно делаете глобальную уборку по субботам, то лучше нарушить план и выполнить это в тот день, когда вы ощущаете прилив сил.

Аналогично с эмоциональным/интеллектуальным подъемом: прислушивайтесь к своим резервам и пользуйтесь ими. Например, вы проснулись и чувствуете, что сегодня ничто не способно вас пошатнуть: мир улыбается, погода чудесная, настроение на высоте. Самое время отправиться на разговор, который вы давно откладывали. С большой долей вероятности он пройдет гладко.

  • Группировка по проекту/исполнителю/внешним обстоятельствам (например, погода, приезд гостей и т.д.)/регулярности/времени суток/обещаниям и т.д.

Группировка задач ускоряет выполнение дел. Важно только одно: все эти задачи вы регулярно записываете в определенное место. И, когда возникает необходимость, просто извлекаете и выполняете. Не стоит полагаться только на свою память. Длительное вспоминание, о чем вы забыли - это очень сильно отнимает время. Причем ежедневно.

Всё записываем. Фото из личного архива, 2020
Всё записываем. Фото из личного архива, 2020

4. Выключайте перфекциониста

Сделаю идеально или никак. Знакомо? Но у нас даже зима не бывает черно-белой, а уж жизнь - тем паче: в ней полно разных оттенков. И пока мы включаем максималиста-перфекциониста, другие успевают сделать всё необходимое и даже больше.

Как научиться завершать дело, не доводя его до абсолютного совершенства? Тренироваться на мелочах и позволять себе ошибки. Никакой идеально отутюженный рукав не стоит того, чтобы из-за него опоздать на работу. Ну, подумаешь, складка осталась. Ее и заметят только в случае, если вы больше ничего из себя не сможете представить.

Также помогает умение сосредотачиваться на целом, а не на частном. Например, если вы учитесь рисовать, то лучше 10 готовых этюдов, чем 1 "шедевр на все века".

Помогает и концентрация на цели. Например, лучше макароны с сосисками точно к ужину, чем изощренное кулинарное блюдо, которое вся семья ожидает уже больше часа.

Можно представлять вариант развития событий, если вы не сделаете это в совершенстве: что будет в худшем случае? Как правило, даже самый неблагоприятный исход поддается коррекции. Например, если допустить, что вас уволят за неидеальную работу. И что? Реально нужно такое рабочее место, где надо лезть из кожи вон и жертвовать собой? Всегда есть альтернатива. А время, затраченное на наведение лоска, могло быть использовано на новый проект.

Даже в природе нет совершенства: все ягоды - разные. Но не в этом ли их красота? Фото из личного архива, 2019
Даже в природе нет совершенства: все ягоды - разные. Но не в этом ли их красота? Фото из личного архива, 2019

5. Тренируйтесь регулярно

Есть дела, которые вы обычно делаете особенно медленно? У меня, например, это - помывка окон. Но чем чаще и регулярнее вы будете заниматься такими задачами, тем быстрее с ними станете справляться.

Это актуально не только для дел, связанных с мастерством рук. Абсолютно аналогично и с интеллектуальными вопросами.

Всё, на чем вы спотыкаетесь, есть смысл тренировать. Если, конечно, это - нужные дела.

В жизни - как в спорте: чем больше вы тренируетесь в выполнении какой-то задачи, тем быстрее и лучше она получается. Фото из личного архива, 2021
В жизни - как в спорте: чем больше вы тренируетесь в выполнении какой-то задачи, тем быстрее и лучше она получается. Фото из личного архива, 2021

6. Правило 2 минут

Всё, что можно сделать менее чем за 2 минуты, делайте сразу. Проще не придумаешь.

Не стоит держать в голове 1000 и 1 мелкое дело, а потом тушить пожары. Ведь обычно именно так и бывает: мелкие дела копятся, потому что мы отмахиваемся от них как от незначительных. Количество их нарастает как снежный ком. Превращаясь в лавину срочных задач, которые нужно теперь решать здесь и сейчас.

Например, вы приходите домой и кладете перчатки на тумбочку. Сюда же кладете ключи. И квитанции. И прочую мелочь, которую некогда сейчас рассортировывать. Со временем горизонтальная поверхность покрывается таким количеством "мелочей", что вы теряете нужный чек или квитанцию, нервничаете, тратите уйму времени на поиски. А ведь сразу убрать документы на место - это дело, которое за один подход займет менее 2 минут.

Аналогично с проверкой почты, удалением неактуальных фотографий (которые потом занимают всю память), уточняющими звонками, протиранием плиты сразу после готовки, разбором спортивной сумки и т.д. Мы накапливаем такие мелкие дела, чтобы потом потратить в разы больше времени.

Когда я узнала про это правило, то стала разбирать пакет сразу, как только приношу домой из магазина. Или отписываюсь от рассылки сразу, как только мне приходит лишнее письмо. И т.д.

Лучше не доводить до такого, а сразу выполнять мелкие дела. Фото с бесплатного фотостока Pixabay
Лучше не доводить до такого, а сразу выполнять мелкие дела. Фото с бесплатного фотостока Pixabay

7. Кладите вещи на одно и то же место

Очень перекликается с предыдущим пунктом. Почему я всегда знаю, где и что у меня лежит? Потому что кладу вещь туда, где я ее точно потом буду искать.

Например, нет ничего хуже, чем искать свидетельство о рождении ребенка за час до отправления поезда. А потому что оно оказалось зажатым в медицинской карте, когда месяц назад вы ходили в поликлинику. И не вынули. И не положили в папку, где оно всегда лежало.

Привычка возвращать вещь всегда на одно и то же место - колоссальная экономия времени и нервов.

Каждой вещи - свое место. Фото с бесплатного фотостока Pixabay
Каждой вещи - свое место. Фото с бесплатного фотостока Pixabay

8. Проверьте мотивацию

Все равно делаете дело медленно? Тогда остановитесь и подумайте: оно вам нужно? Почему? А почему именно вам? А какие перспективы дает? Вам это кто-то навязал или вы захотели сами?

Если вы понимаете, что эта задача очень важна, но все равно чувствуете недостаток мотивации, то ищите единомышленников и/или менторов, которые будут раздавать волшебные пинки или поглаживания (смотря как вам больше нравится).

Но самая сильная мотивация, конечно, идет только изнутри. И для этого нужно хорошо понимать свои глубокие интересы, жизненные ценности и вообще свою миссию (предназначение). Она есть у каждого, просто не у всех сформулирована.

Даже для творческих занятий должна быть мотивация. Фото с бесплатного фотостока Pixabay
Даже для творческих занятий должна быть мотивация. Фото с бесплатного фотостока Pixabay

9. Исключайте по максимуму отвлекающие моменты

Работающий в соседней комнате телевизор, открытое окно с уличным шумом, назойливый комар над ухом, сквозняк по ногам, мелькающая реклама в углу экрана - всё это крадет наше драгоценное время и не дает выполнить дело быстрее.

Конечно, не всегда мы можем создать идеальные условия для работы. Но хотя бы по максимуму уберите те отвлекающие факторы, которые возможно. Порой это увеличивает вашу производительность в разы.

Для концентрации нужно избавиться от всех отвлекающих моментов. Фото с бесплатного фотостока Pixabay
Для концентрации нужно избавиться от всех отвлекающих моментов. Фото с бесплатного фотостока Pixabay

10. Делайте перерывы

Вы думаете, что быстрее справитесь с проектом, если вообще не будете от него отрываться? Увы! Это - заблуждение. Продуктивность со временем падает даже в самых интересных и увлекательных делах. И снова возрастает после перерыва.

Рекомендуется прерываться через каждые 30-45 минут. Если ввести это в привычку, то результат станет заметен уже спустя несколько дней. Вы с удивлением обнаружите, что стали справляться с делом быстрее, чем раньше. И сама работа будет меньше выматывать.

В любом деле нужна пауза. Фото из личного архива, 2016
В любом деле нужна пауза. Фото из личного архива, 2016

11. Не будьте Юлием Цезарем. Однозадачность - наше всё

Да, все мы любим немножко пококетничать и сказать: мол, я успеваю одновременно делать сразу несколько дел.

Я тоже раньше так думала.

Но по факту мы все равно переключаемся с одной задачи на другую. Просто в определенный момент времени делаем акцент на разном.

Например, если вы говорите по телефону, зажав его между плечом и ухом, а руками нарезаете морковку для супа, то в это время вы поочередно сосредоточены на разных моментах: либо вкладываете душу в создание блюда, либо активно слушаете собеседника.

Конечно, есть вещи, которые мы делаем машинально, на автомате. И совмещаем с другими делами. Но это - не многозадачность. Это - рассеивание внимания. В такие моменты нередко и происходит то, что подтверждает необходимость однозадачности. Например, возьмем тот же пример выше (с телефоном и нарезкой морковки). Если вы, действительно, проникаетесь рассказом собеседника, то можете попасть себе ножом по пальцу. Или наоборот: выбирая морковку для супа, пропускаете пару фраз от собеседника.

Это не означает, что нельзя совмещать дела. Я, например, на кардиоразминке в тренажерном зале кручу педали и одновременно читаю легкую книгу на телефоне. Но оцениваю при этом цели: я просто разминаюсь без форсирования и просто читаю для удовольствия. Не более того. Потому что затем идет полноценная тренировка. А чтение серьезных книг - только с читательским дневником и ручкой наготове.

Будьте однозадачны, и это окупится: дела будут выполняться быстрее и более качественно. Результат будет лучше, чем при совмещении важных (!) дел.

Если многорукость, то только в команде. Фото с бесплатного фотостока Pixabay
Если многорукость, то только в команде. Фото с бесплатного фотостока Pixabay

12. Крупные камни

Тут стоит начать с известной истории:

Преподаватель взял стакан, наполнил его камнями и спросил студентов:
-- Этот стакан - полный?
-- Конечно! - ответили студенты.
Тогда преподаватель взял мелкую гальку и насыпал ее поверх камней.
-- А теперь? - спросил профессор.
-- Теперь точно полный!
Тогда преподаватель взял песок и насыпал его поверх гальки, пока стакан не заполнился до самого верха.
-- А теперь? - спросил преподаватель.
-- Ну теперь-то точно полный, - ответили студенты.
-- И больше ничего не поместится? - уточнил преподаватель.
-- Конечно, нет.
Тогда преподаватель взял воду и вылил ее в песок.
-- А теперь попробуйте сделать наоборот, - предложил преподаватель. - То есть сначала наполните стакан водой, потом засыпьте песком, добавьте гальку и крупные камни.
Конечно, в противоположном порядке наполнить стакан не получилось.

Так же и в делах.

Крупные камни - это те задачи, которые отражают наши ключевые ценности. Например, забота о здоровье, поддержание отношений в семье, выполнение своей миссии.

Галька - это второстепенные задачи. Например, сделать уборку, написать рабочее письмо, сходить в магазин за покупками и т.д.

Песок - мелкокалиберные задачи, которые порой могут занять целый день, если уделять внимание только им. Например, позвонить кому-то для уточнения вопроса, проверить отчет, составить список, помыть волосы, записаться к специалисту, найти нужную информацию и т.д.

Вода - это то, чем мы "смачиваем" все свои сухие задачи, образно говоря. Вдохновение, настроение, состояние - об этом нужно заботиться. Но если заботиться только о воде и не делать ничего другого, то ваш стакан будет полон пресловутого вдохновения, а толку?

Самое главное - это двигать именно крупные камни. То есть на каждый день планировать в первую очередь задачи, направленные на перспективу. В перерывах перебирать гальку. А песок мы обычно засыпаем, не замечая.

Сосредотачиваясь на самых важных делах, вы успеваете быстрее. И чувствуется в конце дня удовлетворение. Вот почему так важно с утра браться за большие камни. Попробуйте - вам понравится! И через пару месяцев уже не захочется иначе, когда привычка будет сформирована.

Успехов!

И вода, и песок, и камни. Фото из личного архива, 2015
И вода, и песок, и камни. Фото из личного архива, 2015

***

Если вам понравилась статья и вы нашли здесь что-то интересное или полезное, не пожалейте времени на:

👍 лайк;

✔ поделиться;

❤ подписаться.

Эти действия - бесплатны и прямо влияют на то, чтобы канал развивался. Благодарю!

Также приглашаю вас в свой Instagram . Заходите, у меня душевно:

Скриншот личной страницы в Instagram
Скриншот личной страницы в Instagram

И статьи по теме:

План заботы о себе. Как сделать 2021 год лучшим

10 привычек, которые мешают жить полноценно и тащат на дно