"Драматический" в его названии - лишь отточенный временем штамп. У искусства тоже ведь есть специализации, которые меряются привычными понятиями. И всё же, именно в данном случае трудно придумать что-то более меткое и ёмкое не только в отношении репертуарной политики, но и самого факта рождения театра. Он буквально вырос из горя и обид людей, которых советская власть определила в изменники родины.
К 1943 году в зонах Воркутлага отбывали срок многие представители творческой интеллигенции. Оказался среди них и Борис Мордвинов. Бывшего главного режиссёра Большого театра и заслуженного артиста РСФСР посадили за "преступную связь" с женой заместителя наркома обороны маршала Кулика, которую обвинили в "шпионской деятельности" и расстреляли.
В тяжелых и непривычных для себя условиях Мордвинов понял, что профессия в конечном счете может дать ему хороший шанс выжить и избежать ужасов ГУЛАГа. Правда, отправляя лагерному начальству предложение взяться за организацию театра, он даже не надеялся, что встретит понимание. Как оказалось, напрасно.
Именно тогда местное управление исправительно-трудовых лагерей возглавил Михаил Мальцев. Инициатива, способная скрасить унылый быт жен надзирателей и прочего вольнонаёмного персонала, ему понравилась. Соответствующий указ был подписан. И закипела работа.
Поначалу в состав труппы входило 23 человека. В качестве премьеры решили готовить "Сильву". Но как, если не было элементарного - нот и оркестровок, а ехать за ними на "большую землю" в самый разгар войны было не с руки? Тогда исполнительница главной роли бывшая актриса Ростовского музыкального театра Наталья Глебова напела всю оперетту в течение нескольких дней, а концертмейстер Стояно А. К. наиграл и записал все мелодии.
1 октября на сцене местного клуба отыграли первый спектакль. Успех был грандиозный. Поэтому театральный процесс стал очень быстро набирать обороты. В артисты брали в основном зеков с театральным и музыкальным опытом.
Среди них была актриса московского театра Сатиры Валентина Токарская. В начале войны в составе агитбригады она попала в плен, а позднее стала выступать перед солдатами армии Власова. За это и получила свой срок.
Не менее драматичная судьба у Корнелии Рутковской, бывшей ведущей актрисы Крымского драмтеатра в Симферополе. После освобождения полуострова ей тоже приписывали связь с оккупантами, но так и не смогли доказать. А вот муж, режиссёр Борис Харламов, за то, что в период оккупации работал в театре, поплатился свободой. За ним в Воркуту и приехала жена. Правда, их связь благодаря разным фамилиям долгое время оставалась тайной. Жили они по разные стороны колючей проволоки, а встречались только во время репетиций и спектаклей.
Были в составе труппы и вольные артистки. Например, примадонна театра Наталья Глебова приехала на север вслед за мужем, главным инженером энергоуправления Шварцманом.
Супруг солистки Веры Пясковской тоже занимал высокий пост в лагерной иерархии. Кстати, насчет статуса в местном обществе существует даже воспоминание московского литератора Литинского, работавшего в театре администратором. Так по рассадке в зале можно было следить за перемещениями по службе того или иного гражданина начальника.
ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":
- Жителей этого города не пугает изоляция и карантин, они привыкли жить как на острове и все вопросы решать под одной крышей
За каждой должностью закреплялось своё место и продавать его без ведома правообладателя не разрешалось. Если билеты на спектакль расходились плохо, то администратору приходилось прибегать к хитрости - пускать слух, что ожидается присутствовие "самого" Мальцева. И тогда, уж точно, яблоку было негде упасть. Впрочем, случалось такое очень редко.
Первый человек Воркутлага холил свой театр и давал ему всё возможное. Запросы на артистов уходили в самые разные лагерные управления. Исключение составляли только те, кто отбывал наказание на каторжных работах.
В 1945 году Мальцев даёт распоряжение разработать проект перестройки клуба одной из шахт в полноценное театральное здание. К тому времени в проектной конторе комбината "Воркутауголь" работал молодой архитектор Всеволод Лунев.
Его история типична для Воркутлага. Едва закончив московский архитектурный институт он ушел добровольцем на фронт, а там сначала попал в окружение, а потом в плен. Бегство и возвращение к своим закончилось ссылкой в Коми.
Фактически театр стал его первой значимой работой и одним из самых примечательных сооружений Воркуты.
ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":
- Пентхауз в панельном доме за 7 миллионов долларов - застройщик придумал это не ради шутки, он хорошо знает рынок
В его облике угадывался стиль времени, когда даже зеки испытывали гордость за победу в войне. Отсюда огромный четырнадцатиколонный портик, обелиски на фронтоне... К сожалению, в 1957 году театр сгорел от непотушенного окурка.
Сохранись это здание сегодня, было бы интересно понаблюдать, как российские чиновники обыгрывают его культурное и историческое значение. По крайней мере, в здоровом уме почти не укладывается тот факт, что в одном театре можно играть мировую классику, быть выдающимся деятелем сцены и одновременно оставаться самым бесправным существом на земле.
Здесь крепостные артисты Сталинской драмы давали до 600 спектаклей и концертных представлений в год. И хотя театральная жизнь продолжается и сегодня, в афишах уже давно стоят не такие известные фамилии, как раньше.
Трагедия уступила место рутине, а репертуар еще в 50-е годы растерял свою музыкальную специализацию. К худшему это или к лучшему - кому как. Но то, что в этом зале сегодня звучат апплодисменты - уже большой прогресс. Говорят, в период расцвета театра такого не случалось даже на премьерах. Вертухайский этикет запрещал апплодировать зекам.
Хотите первым читать наши новые публикации?
Тогда оцените эту статью и подпишитесь на канал "АРХИСТОРИЯ"!
Читайте лучшее на "Архистории":
- Три составные части паркура или почему именно французы первыми научились преодолевать препятствия играючи
- Как мэр Душанбе подарил американцам чайхану, ответный подарок они сделали через 18 лет. Нет, это был не Макдоналдс!
- Супергерои Второй мировой: в годы войны форты Маунселл отбивали атаки Люфтваффе, а в мирное время были захвачены радиопиратами