Не так давно, когда сделал заметку про раздельное хранение шмурдяка с копа, получил в комментариях от одной мадам гневную отповедь. Дескать, совсем бессовестный, ты в металлолом нательные кресты выбрасываешь. Отвёз бы куда-нибудь в церковь, подарил батюшке.
В спор вступать не стал. Нет смысла опускаться до её уровня.
Мадам, видимо, не в курсе, что в шмурдяк идут только обломки, причём самые простые, реставрации не подлежащие. Она, похоже, не знает, что крест на копе - находка настолько частая, что, порой, их попадается даже больше, чем конины. И упомянутая дама, видимо, не имеет опыта общения со священниками, которым этот хлам тоже совершенно не интересен.
Отдельным вопросом, очень часто задаваемым, является то, можно ли выкапывать крестики и потом носить их. Я на этот счёт когда-то давно, больше года тому назад, заметку уже запостил. Можно. Повторяться и снова рассказывать об этом не хотелось бы. Кому надо, читайте по ссылке.
Так или иначе, появилось желание рассказать о том, как отливали крестики во второй половине XIX века. Хотя бы для понимания, почему они были изделием массовым и достаточно примитивным. Ну а раз появилось - то поехали...
Да, обязательная оговорка. Данная заметка нисколько не претендует ни на научность подхода, ни на академическую точность. Ну а чего вы хотите, если её автор - раздолбай? :)
.....
Итак, середина XIX века, Россия. Потребность в нательных/наперсных крестах достаточно высока, а их производство по большей части монополизировано крупными старообрядческими центрами типа Выговской обители.
Как и почему так произошло, является темой отдельного долгого и вдумчивого разговора. Вкратце - старообрядцы в своё время положили болт вприсядку на Петра I с его указом "О воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы" (1722 г) и на распоряжение Священного Синода о запрете изготовления и продажи литых икон (1723).
Царю для дел военных нужна была медь, поэтому он и выпустил такой указ - "перекуём колокола на пушки", мотивируя это тем, что:
"выливаются оные зело не искусно и не изобразительно и тем достойной чести весьма лишаются, чего ради таковые, обрав, употребить на церковные потребы"
На самом деле, уже то, что Пётр в заведомо религиозной православной стране, какой была Русь в его времена, пошел на подобные непопулярные меры, говорит об объемах меднолитного производства. Они были, как минимум, не пренебрежимыми.
Помимо старообрядческих центров, известно несколько фабрик, изготавливавших крестики в Москве, а также ряд производств, пусть не самых маленьких, но достаточно местечковых: Загарье, Красное, Сопырево, Гуслицы, Никологорский погост Вязниковского уезда Владимирской губернии и так далее.
Последние перечисленные часто не были некими монолитными структурами в современном понимании. Речь идёт о традиции народных промыслов, благодаря которой в определённом месте образовывалось несколько мелких частных литейных мастерских.
.....
По разновидностям крестиков тех времён.
Определённое разнообразие, конечно, присутствовало, но самыми широко распространёнными были две категории. Первая напоминает по форме дубовый листок, потому и получила разговорное название «листики»; вторая – это четырехконечные кресты с прямыми широкими лопастями (поздние прямоконечные, они же "прямые", они же "старообрядцы").
Да, важно. Я сейчас веду речь исключительно про литые кресты. Штамповку не рассматриваю в принципе. В этом вопросе ваш покорный слуга малограмотен, да и нет в находках столько штамповки, чтобы можно было о чем-то массовом говорить.
И первая категория, и вторая определённо имеют недешевые разновидности, но чаще всего копарям попадается самый обычный ширпотреб, да ещё и в состоянии, далёком от коллекционного. Именно поэтому, если такие крестики попадаются мне сломанными, с высокой вероятностью идут в шмурдяк. И именно поэтому темы, наподобие вот этой, вызывают у меня только улыбку.
Музей, мать его так, получил кучу раритетов, да. Редкости неимоверной, цены немалой. И теперь его посетители могут наслаждаться оригиналами, когда раньше там были копии. Клоуны минкультурные!
.....
В качестве базового материала для отливки, по воспоминаниям одного мастера-литейщика, использовались:
- латунь, то есть сплав цинка (до 33%) и меди. Более высокое содержание цинка делало изделия хрупкими;
- бронза, сплав меди и олова (до15%);
- серебро.
Основным материалом была латунь. Бронза использовалась по случаю, когда такой лом металла удалось закупить, и специально не варилась. Серебряные же крестики делали отдельно, при наличии заказов, и их доля в общем объеме производства была исчезающе мала.
Средняя цена лома латуни и бронзы в те времена составляла 9-10 рублей за пуд, стоимость серебра - порядка 14 рублей за фунт.
.....
Кресты отливались в специальных формах. Формовочная смесь из глины и песка просеивалась через сито, и плотно утрамбовывалась в опоке.
В форме выдавливали полости при помощи специальных моделей-"маток", а между ними делали каналы-литники, используя стальную проволоку толщиной порядка пяти миллиметров. Такая форма была, по сути, одноразовой, и позволяла получать значительное количество крестов за выплавку, в зависимости от их типа и размера.
В качестве моделей для икон чаще всего использовались найденные где-либо ранее отлитые предметы высокого качества (известно, что выговцы специально ездили в поисках таковых, скупая их).
Для крестов также известны переливки, особенно если речь идёт о более ранних периодах. В XIX же веке матка обычно вырезалась мастером-гравером. Цена одной матки могла составлять до 15 рублей. В некоторых случаях существовала практика приглашения гравёра на временную работу; в таком случае уровень его дохода был порядка 75 рублей в месяц, с жильём и едой.
Если брать по концу XIX века, то 75 рублей были достаточно большой суммой. Сопоставимый доход мог иметь, например, врач. Рабочие же на металлургическом заводе, для сравнения, получали не более 35 рублей.
Изготовленная форма заливалась металлом. За один заход мастерская, в которой работали три человека (разнорабочий, формовщик и литейщик) обычно оперировала пятью формами, делая в день 7-8 заливок. Формы, разумеется, были одноразовыми.
В дальнейшем изделия:
- "отквашивались" в слабой кислоте, где их обычно оставляли на ночь;
- "очёсывались" в специальном деревянном барабане;
- откислочивались (фабровались) в смеси серной и азотной кислот;
- отмывались в воде, прочесывались металлической щеткой;
- сушились;
- при необходимости полировались и/или дорабатывались напильником.
.....
Что касается объема производства.
Если брать кустарную мастерскую, то, как правило, изготавливались кресты нескольких типоразмеров, не более пяти-шести ("младенческие", "детские", "женские", мужские", "казацкие" - какого-либо универсального стандарта не было, либо я о нём не знаю).
Суммарная производительность нательных крестиков из бронзы/латуни была на уровне 6-7 пудов (более 100 килограммов) в месяц при том, что вес одного крестика колебался от двух до пятнадцати граммов.
Серебряных крестиков производилось в сравнении с бронзово-латунными исчезающе мало.
Простейшие крестики, не из серебра и без нанесения эмали, продавались, в зависимости от размера, от копейки до пяти копеек за штуку. То есть, были доступны всем. Основной спрос был именно на такие дешевые модели - носили их на не самых прочных верёвках, теряли достаточно часто.
Вообще, на качество изготовления часто смотрели сквозь пальцы. Болтается что-то на шее, и ладно.
Такие мастерские, как я описываю, изготавливали не только крестики/складни/иконы и иную религиозную атрибутику. Всякая мелочь, которая делалась методом литья - застёжки для книг, копоушки, подковки для кожаной обуви, пуговицы-гирьки и так далее - тоже изготавливалась подобными кустарями.
Копоушка - предшественник современной ватной палочки, если хотите. Представляла собой тонкий металлический стержень длиной с палец, на одной стороне которого была мини-ложечка, на другой расширение, чтобы брать пальцами было удобно. Собственно, смотрите на картинке выше. Ну и применялась так же, как ватная палочка в наши дни. Копоушка - чтобы копаться в ушах.
....
Как я уже сказал в начале заметки, простейшие нательные крестики производства второй половины XIX века встречаются очень часто, и не являются какой-либо выдающейся или ценной находкой.
Что получше - чистится и консервируется для коллекции.
Что похуже, но сохранилось хоть как-то, может быть использовано на панно и прочие украшалки, как, например, на фото ниже:
Вид, правда, не совсем аутентичный, позолота и посеребрение вполне современные. Но, как по мне, так симпатичнее будет, чем пробовать что-то вытащить из изначально зализанных в процессе ношения, а потом подъеденных коррозией находок.
Ну а что пришло в виде обломков, то, простите, в цветмет и уходит, в латунь. Что бы там по этому поводу не думали и не говорили всякие высокоморально-высокорелигиозные читательницы.
Как-то так.