Найти тему
Анастасия Богачёва

Оценка мотивации как демотиватор

Мотивация - тот самый двигатель, без него человек вообще ничего не будет делать. При этом мотивация может быть избегательной («уйти от пинков»), - а может быть «достижительной» (заработать, завоевать, заслужить).

Поэтому мотивация это главный критерий эффективности сотрудника.

Но насколько точны существующие методы ее оценки?

В России мы наблюдаем странный феномен - у большинства сотрудников с молоком матери впитана избегательная мотивация («как бы чего не вышло»), и ее результат – социально-желаемые ответы. В 2018 году в крупной западной (!) компании проводился анонимный опрос «360 градусов», и один из отделов единодушно очень низко оценил своего руководителя. Через неделю они получили прямое указание - еще раз пройти этот же опрос и изменить свое мнение, в противном случае они лишатся годового бонуса. Разумеется, в 2019 году все работники положительно оценили свое руководство.

С другой стороны, достижительная мотивация и без измерений очевидна – глаза горят, показатели растут, клиенты довольны. Однако в крупной компании заглянуть в глаза всем сотрудникам физически не представляется возможным, а растущие показатели могут быть обусловлены не только внутренним желанием, но и беспощадным внешним контролем. Без специальной оценки определить состояние работников довольно сложно.

Вывод: измерять уровень мотивации можно и нужно, только применять для этого следует инструменты, минимизирующие возможность как социально-желаемых ответов, так и потенциальных репрессий за негативные ответы.