По определению, мотивация – это внутреннее побуждение человека, поэтому любое влияние снаружи, чтобы хоть как-то вдохновить на действия, должно совпасть с личными желаниями каждого конкретного сотрудника. Во всех остальных случаях оно останется либо лозунгом, либо стимулирующим фактором типа зарплаты.
Печальное следствие и всего вышесказанного: выучить наизусть «волшебное заклинание», от одного произнесения которого подчиненные с места рванут совершать трудовые подвиги, - всего лишь мечта.
Но есть и хорошая новость: существуют типы мотивационных профилей людей, а значит, есть условно похожие устремления, характерные для достаточно большого количества работников, и, воздействуя на них, можно «взмотивировать» сразу нескольких подчиненных.
Первое устремление – это потребность в уважении. Раз уж сотрудника приняли на работу (можно сформулировать и по-другому: раз до сих пор не уволили), значит, его квалификация работодателя устраивает. И уже за это сотрудник достоин уважения.
На мой взгляд, мотивирующим в этом случае в первую очередь будет само отношение руководителя к работнику. Как недавно сказал Ричард Брэнсон: «Ставьте сотрудника на первое место, клиента — на второе, акционера — на третье», потому что если сотрудник еще кипит после эмоционального разговора с руководителем, то с клиентом в этом случае он не будет доброжелательным практически никогда.
Если же говорить о конкретных фразах, то это должно быть что-то вроде «Я уважаю твое решение…» или «Я доверяю твоему профессионализму». Но хочу сразу предупредить: если подобная фраза продолжается словом «но» («Я уважаю твое решение, но делать ты все равно будешь так, как я считаю необходимым»), она будет иметь для сотрудника ровно противоположное значение - «плевать я хотел на твое мнение».
Слова нужно обязательно подтвердить делом: если уж руководитель уважает решение сотрудника, то и должен дать ему полномочия поступить в соответствии с собственным решением. В итоге ошибется? Сам будет отвечать. Если же решение показалось неверным в самом начале, то зачем ему слепо доверять, не проще ли сразу высказать свои сомнения?