Найти в Дзене
Мир Музыки

Idiot Prayer: Nick Cave Alone at Alexandra Palace

Источник фото: yandex.ru
Источник фото: yandex.ru

То что современная музыка уже давно перестала выполнять роль одного из искусств, уже давно ясно.

Об этом говорит не только поголовная коммерциализация индустрии, но и то что сегодня большинство артистов стремятся в первую очередь попасть на стриминговые сервисы, дабы обеспечить хорошие цифровые продажи для своих работ и привлечь новую аудиторию.

При этом творчество австралийца Ника Кейва довольно сложно уместить даже в рамки современного инди-рока.

Его музыкальные работы находятся далеко за пределами той самой большой сцены, а сам Кейв напоминает некий архаичный предмет обстановки, неудобный и неуютный, но оттого не менее ценный для настоящих коллекционеров.

И вот в этом новом, музыкальном цифровом пространстве, где каждая песня - это деньги капающие на счет издателей, и которым сегодня правят монстры Apple Music и Spotify, Nick Cave and The Bad Seeds (которых на этом альбоме кстати нет) продолжают вопреки всему упорно гнуть свою, одну им понятную линию.

Действительно, Кейв в этом случае уникален. На сегодняшний день, он наверное единственный после Боба Дилана большой и до сих пор действующий рок-поэт. Он пишет стихи и романы, и пусть сюжеты его песен жутки и печальны, он продолжает нести свой крест, регулярно выдавая на удивление серьезные альбомы, которые в отличие от его собратьев по цеху хочется слушать и разбирать по косточкам. Но такова участь любого Артиста.

На протяжении последних 7 лет (начиная с “Push The Sky Away”), каждый альбом дуэта Ник Кейв-Уоррен Эллис звучит как один, большой по-настоящему выстраданный творческий акт. При этом мы не говорим о великолепных кино саундтреках, которые Кейв с коллегой выпускают также достаточно регулярно. Если эти музыкальные работы нельзя назвать Искусством, то тогда неясно вообще, что означает данный термин.

Уоррен Эллис и Ник Кейв
Уоррен Эллис и Ник Кейв

Спустя год, после выхода монументального "Ghosteen", Кейв вдруг выпускает фортепианный “Idiot Prayer: Nick Cave Alone at Alexandra Palace”, главными героями которого становятся сам Кейв, его рояль Fazioli и абсолютно пустой зал лондонского Alexandra Palace.

Само выступление музыканта было записано еще летом, и фанаты смогли увидеть его полную трансляцию на Youtube.

По словам самого Ника, фортепианный альбом-хронология, состоящий из 22 композиций Bad Seeds и Grinderman закрывает трилогию начатую “Push The Sky Away”. И если в предыдущих двух альбомах и документальном фильме One More Time With Feelings, музыкант скорбел о погибшем сыне (сын Кейва, Артур погиб во время записи альбома Skeleton Tree), то в своей новой работе Кейв дистанцируется от печального жизненного опыта да и остального мира с помощью рояля, тетради с текстами песен и пустой аудитории зрительного зала. Идеальное место для саморефлексии.

Вообще, “Idiot Prayer” Кейву нужно было записать еще весной. В период начала всемирной пандемии коронавируса, когда человечество впервые столкнулось с ужасом неизвестной инфекции, его печальные мелодии, сыгранные в пустом зале на руинах старого, гибнущего у нас на глазах мирового устройства, звучали бы еще более эффектно и атмосферно.

С помощью заново аранжированных версий своих знаменитых хитов, кажется, что Кейв как бы прощается с прошлым, проходясь по самым значимым моментам своей обширной дискографии. Для альбома он также подготовил новую песню - композицию “Euthanasia”. В которой мы все снова можем ощутить его неутихающую боль.

Как говорит сам музыкант, именно творчество и прямой разговор о своих проблемах со слушателем, становятся той самой терапией, что помогает ему последние годы жить дальше.

На данный момент, “Idiot Prayer” стоит считать действительно полноценным, новым альбомом Кейва. И в этом смысле он очень похож на “Unplugged in New York” Nirvana, ибо рисует совершенно новые творческие грани музыканта и наполняет слушателей новым опытом взаимодействия с любимым артистом.

Погружение - соучастие - сопереживание - интимность - эти слова приходят на ум в первую очередь при прослушивании Idiot Prayer.

Кейв словно стряхивает с себя многолетнюю шелуху сурового рокера и предстает перед слушателем, тем, кто он есть на самом деле. Всегда закрытый и погруженный в творчество, он вдруг озаряет нас своим внутренним светом, перебирая черно-белые клавиши Fazioli.

Idiot Prayer не стоит слушать в офисе или машине. Это альбом для неспешного, вдумчивого (а лучше, ночного) путешествия в мир Ника Кейва.