Найти тему
Ultimatum Boxing

Марк Ионович Мельцер: в отечественном боксе улучшить можно многое.

Интервью с заслуженным тренером России Марком Мельцером, под руководством которого выросло множество заслуженных мастеров спорта по боксу и кикбоксингу, чемпионов Европы и Мира. Среди них Роман Романчук, Наталья Рагозина, Ольга Васильева, Светлана Андреева и многие другие известные и уважаемые спортсмены.

Марк Ионович Мельцер Заслуженные тренер России
Марк Ионович Мельцер Заслуженные тренер России

Как давно вы на тренерской работе?

Сколько я лет тренирую? Давно не задумывался, сколько я лет тренирую… С 1975 года.

Как изменился бокс за последние 20 лет?

Это заблуждение, боксу больше 300 лет, больше, чем 350 лет боксу и за время, за все это огромное время были взлеты и падения, были гении бокса, которые показывали чудесный бокс, и иногда нам кажется, что мы все время меняемся. Мы меняемся только в одном - теряется школа.

Школа – это правильные движения, точные движения и, глядя на занятия многих тренеров, я вижу, что мы только теряем. У меня очень мрачные перспективы по поводу российского бокса, ибо преподают все вот так (показывает движение), большинство тренеров преподают вот так, бьют все вот так, а это неправильно, они того же самого требуют от своих учеников, и все стоят и бьют вот так, а так не бьют, так не бьют.

Боксер реагирует на малейшее движение, ну это долго об этом говорить, я не могу сказать, что бокс меняется, появляются гении в боксе. Появляются они на какое-то время, вот сейчас Усик. Усик боксировал с Гассиевым, который по данным не хуже его, ни грамма не хуже, очень физически сильный, очень крепкая голова, такой храбрый, могучий, но он не умеет делать предварительное движение перед атакой. Усик делает такую-такую атаку, а Гассиев такую, вот и все, вот такая разница в дистанции, вот и проиграл Гассиев, потому что Усик все время его опережал с той дистанцией, на которую Гассиев не готов, вот и все, а почему это произошло - тренер безграмотный, кто его тренировал я не знаю.

Поэтому я не сказал бы, что бокс меняется, бывают очень хорошие тренеры, если им повезет найти талантливого парня, они из него сделают шикарного боксера, великолепного. Но вот эта всеобщая полуграмотность, я не могу сказать безграмотность, все они закончили ВУЗы, все тренируют, но такая полуграмотность тренерская ведет к тому, что у нас и бокс такой.

Подготовка под конкретного соперника

Безусловно давать задания, которые соответствовали бы примерно работе его партнёра, соперника будущего. Конечно, нужно определенным образом готовить, если ты левша, значит ты и спарингуешь с левшой и готовишь контратаки с левшой и завязки атаки против левши, есть давно изобретенные не мной системы подготовки к атаке, системы завязки атаки. Ты готовишься к высокому, низкому, к левше, правше, к агрессивному, к контратакующему, ты готовишь спортсмена к тому, что ему предстоит.

На что смотрите, оценивая спортсмена?

На его быстроту, прежде всего, на его способность реагировать и быстро двигаться. И двигаться, и бить. Это главное качество в боксе – быстрота. Ну и, если честно, он должен быть и не дурак, он должен соображать быстро, он должен держать удары. Иногда бывает и такое, ну и характер нужен, много всего нужно. Бокс считается самым сложным видом спорта. Официально!

Официально бокс считается самым сложным видом спорта. У нас почему-то считают, чего там, вперед-вперед нужно. Его и его нужно готовить совершенно по-разному. Он невысокий, ему нужно быстро входить в среднюю и ближнюю дистанции, он должен очень сильно бить, много всего. Этот более хитрый, заставить его драться - он сломается. Ему не надо драться, он должен обманывать, он должен выигрывать. Поэтому всех одинаково нельзя научить.

Можно ли достичь успеха только благодаря упорству?

Ерунда, это ерунда, не имея данных боксерских, не имея скорости, не имея…. Выносливость она воспитывается, а быстрота, она только в небольших пределах ее можно улучшить - быстроту. Это данные, которыми тебя снабжает папа с мамой. Много-много всего требуется в боксе, сказать, что я из любого сделаю боксера это глупость конечно, это наивность. Обучить движениям да можно всех, обучить, но это не значит сделать боксера.

Что можно улучшить в отечественном боксе?

Улучшить можно многое: во-первых, огромная страна, в этой стране должны быть региональные центры, их должно быть 7-8 по стране, где созданы условия для тренировок, для отдыха, для обучения. Потому что человек не должен только драться, он должен где-то учиться, что-то делать. Во всяком случая для системной работы в этом зале выращено 15 заслуженных мастеров спорта в кикбоксинге и в боксе, больше конечно в кикбоксинге. Но в кикбоксинге заслуженный мастер спорта — это дважды чемпион мира, как минимум, или трижды чемпион Европы. Почему? Потому что здесь, в этом зале ребята тренировались, жили, питались и учились, вот всё вместе было. И в течение ряда лет все это процветало и это давало результаты, мы были лучшими в мире по кикбоксингу. Тут были воспитаны лучший боксер-мужчина – Романчук, лучшие боксеры-женщины - Оксана Васильева и Рогозина. Я не хочу сейчас перечислять, долго все это и не нужно.

Условия! Должно быть 6-7-8 центров, областных, региональных центров, где тренируются живут и учатся 25-30 боксеров разной весовой категории, где у них все условия для нормального отдыха, для учебы, короче говоря профессиональная работа. Вот когда будут такие центры, плюс в каждом центре должны быть грамотные, профессиональные тренеры. Когда тренер так показывает (демонстрирует удар), я просто не знаю куда деваться. Тренер должен быть правильно обучен, и он должен правильно обучать!

Если такие центры будут созданы, если в них будет нормальная работа системная, то да, тогда Россия вернется на высшие ступени в мировом боксе. Надо обучать тренеров, надо проводить семинары, курсы, они должны сдавать экзамены. Ты учишь - покажи, чему ты учишь. Не надо драться в ринге, но во всяком случае движения ты должен делать правильные и требовать таких правильных движений от своих учеников. Есть грамотные тренеры, я же не говорю обо всех тренерах, но очень много тренеров, которые показывают неправильно.

Вот это я считаю беда.