29 сентября 2006 года над Бразилией при встречном разлете зацепились крыльями Boeing 737 и Embraer Legacy 600. Авиадиспетчеры выдали обоим эшелон FL370, что соответствует высоте 11 км. Тяжелый неуправляемый Boeing рухнул в тропических лесах, и похоронил 154 человека. Легкий чартерный Embraer совершил аварийную посадку без жертв.
Не то что бы самолеты совсем не врезались, но это единственное за 18 лет столкновение с таким числом жертв, а ведь можно было и вовсе избежать трагедии, даже несмотря на ошибку диспетчеров!
В послевоенные годы пассажирская авиация активно развивалась, и если в 50-е гг. из-за столкновений в воздухе погибло более 200 человек, то в 60-е - порядка 600, а в 70-е цифра пополнилась еще двумя сотнями жертв.
Федеральное авиационное управление США поручает Лаборатории Линкольна разработать систему предотвращения столкновений.
Лаборатория справляется с задачей, и уже в 80-е гг. статистика падает до уровня пятидесятых, благодаря внедрению бортовых систем предупреждения столкновений в воздухе (англ. TCAS [ти-кас] - Traffic Collision Avoidance System).
TCAS использует радиолокацию, чтобы найти другие воздушные суда поблизости и определить их скорость, высоту и направление полета, но и сама сообщает местоположение, скорость и высоту другим.
Поскольку система обязательна для самолетов массой свыше 5700 кг и вместимостью более 19 пассажиров, два авиалайнера могут разойтись в полете. Они свяжутся друг с другом, и выдадут пилотам автоматические голосовые подсказки, чтобы разойтись по высоте
Что же произошло в небе над Бразилией?
Расследование показало, что у Embraer не работал транспондер, поэтому его TCAS не только не искала суда, но и не посылала сигнал о своем местоположении, из-за чего TCAS Боинга не обнаружила угрозу.
Другая слабость в том, что авиадиспетчеры не знают, что TCAS выдала указания.
Этот фактор стал роковым в столкновении Ту-154 и Boeing 757 над Боденским озером. TCAS распознала вероятность катастрофы, и дала команду на снижение для Боинга и набор высоты для Ту. Однако, диспетчер, не зная об этом, скомандовал экипажу Ту-154 немедленно снижаться, что они и выполнили, проигнорировав сообщения TCAS.
Нельзя исключить человеческий фактор, однако внедрение TCAS дало положительный результат, и уже спасло тысячи жизней, ведь количество самолетов в воздухе неумолимо растет. Развивается и TCAS, в новой версии будет функция горизонтального разведения судов и интеграция с GPS.
Пусть нельзя избежать жертв полностью, но стремиться к их сокращению необходимо, ведь как гласит Второе начало термодинамики, без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Берегите себя и своих близких.
Лайки формируют качественную интересную ленту, а подписка помогает получать свежие статьи.