Древние тюрки, конечно, сначала были кочевниками. Но постепенно освоили и земледельческие традиции, и очень любили хлеб. Венецианский путешественник Иосифат Барбаро, посетивший Золотую Орду, писал о татарских хлебных полях так: «Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы и проса».
И татары, и турки - это и потомки жителей Золотой Орды, и еще более древних тюрок. Интересно, что у некоторых из них особое отношение к хлебу. Очень и очень уважительное.
Очевидно, что это отношение является отголоском древнетюркских языческих культов. Культ еды (хлеба, прежде всего) связан и с культом предков.
Татары начала ХХ века
У татар, согласно народным поверьям , хлеб и все съедобное считалось чем-то священным. Нельзя было бросать хлеб на пол, строго воспрещалось топтать крошку на полу, сидеть выше хлеба так же считалось верхом неуважения. В народе бытовали клятвы на хлебе, хотя правоверному мусульманину нельзя было клясться чем-то кроме Корана. Берем книгу по татарскому этикету «Шариат-и-исламие» начала ХХ века, изданный журналистом и учителем Ахметхади Максуди, и читаем там следующие рекомендации относительно хлеба: нельзя класть на него нож, вытирать нож о хлеб и т.д. Язычество и ислам прекрасно уживались вместе.
Кряшены или крещеные татары
Кряшены или крещеные татары, предки которых перешли в христианство еще в XVII-XVIII вв., являются носителями забытых древнетюркских традиций. Среди татар-мусульман многие обычаи со временем были вытеснены исламской культурой.
Кряшены в этом отношении оказались более устойчивыми и сохранили интересные обычаи. Например, в дни поминовения предков у них принято кормить хлебными крошками птичек. Конечно, многие современные кряшены тоже забывают об этих традициях...
Современные турки
Наконец, в современной Турции однажды я наткнулась на мусорный контейнер. Он был очень необычным. Там было написано "экмек" (что значит хлеб по-турецки). По-татарски хлеб тоже называют "икмәк", хотя есть и другой синоним - "ипи". Конечно, многие свяжут с современной экологической культурой, разумным подходом к переработке мусора и т.д. Все это есть, но лично я сразу же вспомнила и обо всех этих хлебных традициях татар и других тюркских народов.
Установка "нельзя просто так выбрасывать хлеб" живет и сегодня. В современных условиях, наверно, это особенно актуально. Мы потихоньку привыкаем к раздельному сбору мусора. И я была бы рада, если такие же хлебные контейнеры стояли и в моей Казани.