(также известное как «Парламент Онтарио») — законодательный орган провинции Онтарио. Второй по величине провинциальный законодательный орган Канады по количеству членов (124 человека, одна палата, депутаты избираются от округов по мажоритарной системе). Законодательное собрание существует с 1867, когда Закон о Британской Северной Америке 1867 года разделил провинцию Канада на две новые провинции: Онтарио и Квебек.
Спроектировать новое здание для парламента Онтарио было решено в 1880 г. Был объявлен конкурс на лучший проект. Три первых места заняли канадские архитекторы, но ни один из их проектов не укладывался в максимальную сумму в 500 тыс. долл. В результате конкурсная комиссия под председательством известного американского архитектора Ричарда Уэйта отклонила все предложенные варианты. А потом случилось невероятное – разработать проект здания, на этот раз без всякого конкурса, было получено самому Уэйту. В 1885 г. парламент одобрил бюджет уже в 750 тыс. долл. для проекта Уэйта. Строительство началось в 1886 г., здание Законодательного собрания Онтарио открыли в 1893 г. Окончательная стоимость составила около 1 млн. 250 тыс. кан. долл.
Здание решено в стиле романского Ричардсона (разновидность неоромантизма), для которого характерно использование таких элементов архитектуры северной Италии как массивность, арочные порталы, включение в композицию здания башен и облицовка стен рустованым камнем.
При постройке здания использовались по преимуществу канадские материалы, например, камни для внешней отделки стен привезены из долины реки Кредит, которая протекает к юго-западу от Торонто. Каменные глыбы привозились и обтесывались уже на месте; именно розоватому оттенку онтарийского песчаника здание законодательного собрания обязано своим нежным прозвищем - "Розовый дворец". На большей части фасада камень отделан грубо, но вокруг окон и различных изогнутых поверхностей он отшлифован.
Окна здания необычайно велики для здания той эпохи - это стало возможно благодаря использованию только что появившейся на тот момент технологии изготовления железного каркаса. «Розовый дворец» богато украшен резьбой по камню, здесь немало горгулий, гротескных образов (почти ручаюсь, что экскурсоводы просят туристов найти шутовское изображение на котором, по преданию, изображена королева Виктория) и других декоративных элементов. Интересно, что кирпичи для строительства здания делали заключенные центральной тюрьмы.
Главный фасад выходит на юг, центральная ось здания является продолжением University Avenue, и палата заседаний находится прямо на этой оси. Дневной свет поступает через три больших арочных окна над главным портиком. Как пишут, "зал, в котором проходят заседания, отделан почти по-королевски". Я никогда не была внутри (хотя зайти можно), поэтому про интерьеры писать ничего не буду. По сторонам от центрального портала расположены две башни; на западной башне первоначально предполагалось установить часы, но денег на это не нашлось и вместо часов появилось окно-роза.
Известна интересная деталь: в начале ХХ века пожар разрушил часть здания. Она была восстановлена из итальянского мрамора. Но в те времена камень был недешев, потому для строительства использовался мрамор с дефектом - с отпечатками древних животных. Эти отпечатки можно увидеть на камне до сих пор.
Впрочем, лично мне еще более любопытным показался такой факт: оказывается, земля, на которой построено здание, до сих пор технически принадлежит Университету Торонто (так как на этом месте изначально располагался Королевский университет (англ. King's College), и провинция арендует ее за 1 доллар. Договор предусматривает аренду до 2892 года.
С течением времени здание прирастало новыми частями и приобретало все более необычную асимметричную форму и разнородную поверхность. Рос и Торонто, постепенно главное парламентское здание и зеленая площадка вокруг него стали популярным местом митингов, маршей, демонстраций, а также встреч во время королевских визитов. Само название Queen’s Park стало обозначать и здание парламента и парк вокруг него.
ВОКРУГ ЗДАНИЯ
Вокруг здания Законодательного собрания много монументов и памятников. Например, вот такая вот штуковина с картой Канады, называется Пост номер один. По сути - это геодезический пункт с точно обозначенной широтой и долготой.
Памятник открыли в 1967 году. Весь тот год Канада с размахом отмечала столетие своей Конфедерации - за сто лет до того, в 1867 году, был подписан Акт о Британской Северной Америке, который заложил основы современного канадского государства.
Кстати, глобализация еще не полностью причесала канадцев под одну гребенку и они способны на иррациональные авантюрные действия - перед памятником зарыта капсула, открыть которую следует в 2067 году.
Вокруг парламента Онтарио можно найти самые неожиданные фигуры.
"Целая толпа монархов и министров, начиная с королевы Виктории. Здесь вы найдете, конечно, губернатора Джона Грейвза Симко, первого премьер-министра Канады сэра Джона Макдональда, третьего премьера Онтарио Оливера Мовата и шестого – сэра Джеймса Уитни. Рядом – один из отцов Канадской федерации Джордж Браун".
Но лично мне больше всего нравятся вот эти пушки, потому что они… русские!
Дело было во времена Крымской войны 1853-56 годов. "В середине 19-го века Россия при Николае I держала Оттоманскую Турцию под пятой и формально являлась протектором интересов христианского населения на Балканах, в долине Дуная и на Святой Земле. В 1851 году Наполеон III вынудил султана признать Францию суверенной защитницей христиан на Святой Земле - это привело царя Николая I в бешенство и, после дипломатического нажима, султану пришлось отменить права Франции и объявить Россию единственной защитницей христиан на территориях Оттоманской Империи.
В ответ на это Наполеон III направил военный линкор (корабль) в Чёрное Море в нарушение международного Договора о проливах Босфор и Дарданеллы. Николай I послал русские войска в Дунайские княжества Молдавию и Валахию (Румынию) - номинально оттоманские территории, а также через дипломатические каналы старался найти поддержку у Австрии и Британии. Неуклюжие манёвры принца Меньшикова и русского Министра Иностранных Дел графа Нессельроде в 1853 году привели к открытой войне с турками, к которым в марте 1854 года присоединились Англия и Франция. Война проходила на трёх фронтах: на Кавказе, в долине Дуная и, главным образом, на Чёрном Море в Крыму. Отдельные победные сражения (адмирал Нахимов, генералы Истомин и Муравьёв-Амурский) не могли изменить конечного результата – Россия эту войну проиграла…
В ходе кровопролитных сражений под Балаклавой и Севастополем английские войска захватили большое число русских пушек и вывезли эти трофеи в Англию.
Вот здесь сыграла свою роль Виктория, королева Великобритании. Когда контуженные и раненые британские солдаты оказывались на английской земле в госпиталях, их регулярно посещала Королева Виктория. Наслышанная об их героизме, проявленном на полях сражений среди смертоносного огня русских орудий, она приказала изготовить специальные медали и вручать их тем, кто отличился выдающейся отвагой.
Эта медаль стала в Британской Империи самой высшей военной наградой. По королевскому указу такие медали изготавливались только из бронзы от трофейных русских пушек в форме креста, на котором были лишь два коротких слова: ‘За Доблесть’. Эти медали Королева Виктория вручала собственноручно и они, со временем, стали называться Крест Виктории. Кроме того, Королева указала отправлять по паре трофейных русских пушек во все главные города Британской Империи.
Так, две бронзовые пушки, захваченные под Аккерманом и Севастополем, прибыли в Торонто в 1859 году вслед за первым канадцем награждённым Крестом Виктории. Им был лейтенантом Александр Данн, который вернулся в Торонто 3-мя годами раньше. Эти пушки с большим почётом и полным военным эскортом препроводили из гавани Торонто на территорию Университета и установили на каменных пьедесталах. А когда на месте старого университетского корпуса в 1892 году воздвигли здание Парламента Онтарио, трофейные пушки заняли своё почётное место перед главным входом.
С тех пор 94 канадца удостоены медалями Крест Виктории за доблесть в сражениях, где участвовало Британское Содружество Наций. В этом числе 71 канадец, отличившийся в Первой Мировой Войне".
При подготовке статьи использованы материалы:
http://spravka.ca/unusual_fate-of-bronze-cannon.html