Найти тему

Там, на заречной стороне

Оглавление

Как живет поселок, разделенный Западной Двиной

На окраине Витебской области, в 14 километрах от границы с­ Россией, находится небольшой поселок Сураж, разрезанный надвое Западной Двиной. ­Когда-то на противоположный берег местные жители переходили по мосту, но было это еще до 1940-х. В послевоенные же годы главным социальным объектом для суражан и достопримечательностью для туристов стал паром. Весной его модернизировали, увеличив вдвое.

Мост был – да сплыл

-2

Командировка в Сураж должна была начаться со встречи с председателем сельсовета. Но до его кабинета мы дошли не сразу: на полпути остановила местная жительница, которой стало интересно, зачем чужаки пожаловали в поселок. Узнав, что приехали журналисты из столицы, Зоя Косенок пригласила нас к себе взглянуть на старые фотографии. Суражанка в нескольких поколениях десятилетиями собирает архивные снимки поселка и, кажется, знает об этом месте больше любого краеведа. Так мы узнали, что отношения с мостами у Суража не складываются давно:

– До войны через Западную Двину он существовал, но его взорвал военрук, чтобы не пустить в город немцев. А мой дед, который работал в парткабинете, взорвал другой, через реку Касплю. Был у нас еще и третий – через Суражку. Его тоже уничтожили. Дед мой тогда был ранен, но смог уйти в партизанский отряд. Когда пришли немцы, они за два месяца проложили два новых моста, но, уходя, сами же их и взорвали.

-3

После войны через Касплю построили деревянный, который во время сильного ледохода смыло. Потом был второй, а в начале 70-х – третий. По нему машины ездят до сих пор. А вот через Западную Двину, как в середине 40-х, сейчас можно перебраться на другой берег только вплавь. Переправа, говорят местные жители, появилась в Сураже сразу после войны. Поначалу паром приводился в движение при помощи ручной тяги. Такая работа требовала огромной человеческой силы. В 1970-х в поселок пришла своего рода промышленная революция – на переправе стали использовать тракторный мотор.

Путь до большой земли

– Река у нас широкая, поэтому мост – это серьезные финансовые вложения и не один месяц, а то и год работы. Сегодня нет такого уж стратегического назначения для строительства этого объекта. У всего Задвинья – и населенных пунктов покрупнее, и деревень вплоть до российской границы – свое транспортное сообщение с городом, дорога. Неудобства существуют только для суражан, у которых дома за рекой, – говорит председатель Суражского сельсовета Александр Велитченко.

В городском поселке постоянно проживает 943 человека, почти все – на большой земле. Так здесь называют правый берег Западной Двины, где находится вся социальная инфраструктура: почта, школа, амбулатория, сельсовет, банк, несколько магазинов. В другой части поселка, за рекой, живут от силы 90 человек. Перебраться на другой берег они могут двумя способами: на пароме или в объезд, но это почти 80 километров. В первом случае дорога занимает пять минут, во втором – больше часа.

-4

Паром работает с ранней весны и до зимы. Трудности, говорит председатель сельсовета, начинаются с приходом сильных морозов:

– Проблема вот в чем: до того как замерзнет река, а на это может уйти и неделя-две, жители отрезаны от почты, амбулатории. Но выход есть. На левой стороне находится цех деревообработки Суражского лесхоза. Если по воде добраться туда нельзя, рабочие едут на служебном автобусе на круг через Рубовское кольцо – это 76 километров. К автобусу пристраивается работник магазина, а потом на нем же и возвращается. Детей с того берега временно отправляем в соседнюю Запольскую школу. От учебного процесса они не отрываются.

Второй сложный период – это весенний паводок, когда река открывается. Пока лед сходит, люди тоже отрезаны от большой земли. А дальше за дело берется катер «Титаник», который перевозит всех желающих на противоположный берег до тех пор, пока не восстановится уровень воды и паром не приступит к работе.

-5

– Зимы сейчас стали помягче, а когда нет льда, ничего не мешает ходить парому, – поясняет Александр Велитченко. – Вот лет 15 назад, когда нормальные зимы были, по реке не только люди ходили, но и транспорт ездил. Было время, толщина льда доходила до метра. До сих пор помню картину: мороз, лед и накатанная колея, по которой лесовоз едет. А вода из-под колес во все стороны летит.

Быстрее, выше, сильнее

Паром, который последние лет 10 перевозил местных жителей и легковые машины на другой берег, не решал вопроса переправы грузовиков и сельхозтехники. А ведь на обоих берегах расположены поля и агрокомплексы Витебской бройлерной птицефабрики. Чтобы перебросить технику, приходилось преодолевать все тот же круг в 78 километров. Рекой разделены также лесхоз и цех деревообработки.

Проблему решили этой весной – в Сураж прибыл новый паром. Строился он на верфях речников Витебска и Речицы. Работы стартовали в октябре прошлого года, а уже в апреле плавсредство спустили на воду. Новый паром вдвое больше своего предшественника: 47 метров в длину и 23 в ширину. Грузоподъемность 120 тонн, а значит, на нем можно одновременно переправлять сразу несколько мощных тракторов и комбайнов.

-6

На «перевозчике» трудятся четыре смены, в каждой по два паромщика. График у них – сутки через трое. Основной режим – с полседьмого утра до пол-одиннадцатого вечера, остальное время дежурят, чтобы в случае необходимости переправить на другой берег скорую, милицию или пожарных.

В день нашего приезда на смену заступили Алексей Чупин и Сергей Власов. Паромщики гостеприимно приглашают в свою подсобку, предлагают чай и бутерброды, а вот фотографироваться отказываются – говорят, нет в их занятии ничего особенного. Хотя уже после пяти минут беседы становится ясно: лукавят.

– Работаем с утра до позднего вечера. Понемножку, потихоньку – как все. А потом – только если срочное что-то: пожар, плохо кому-то станет или если милиции на тот берег надо. Хотя у нас всякое бывает. Одна смена может тихо пройти, а в другой раз и днем экстренные случаи, и ночью, причем столько, что и прилечь некогда. Сначала туда переправляем, потом обратно – и по новой, – говорит один из собеседников.

– Днем еще ладно, а ночью ничего не видно. Причаливать очень неудобно, особенно на этом большом пароме. На старом было куда проще. Но справляемся, куда деваться. Опыт – его ведь не пропьешь и не продашь, – поддерживает коллегу второй.

Опыт у паромщиков и правда внушительный: каждый отработал на переправе лет по 20. За эти годы, говорят, разное случалось, но послушать их истории нам так и не удалось – пора переправляться. Алексей и Сергей прячут кружки, прощаются и идут заводить мотор. Паром трогается, вода бьется о борта. Большая земля остается за спиной.

-7

Паром курсирует каждые полчаса с полседьмого утра до пол-одиннадцатого вечера. Коррективы могут внести разве что экстренные службы. Водный путь длиной в 120 метров преодолевается за пару-тройку минут. Перебраться на другой берег Западной Двины может любой желающий, причем бесплатно.

Юлия ГАВРИЛЕНКО.

Фото Павла ОРЛОВСКОГО

____________________________________

Благодарим вас за внимание к нашему изданию.

Будем рады видеть вас подписчиком канала "7дней" (Беларусь).

Делитесь нашими публикациями в соцсетях, комментируйте материалы или поставьте лайк.

Мы работаем для вас, наши дорогие читатели!