Как в Америке окончательно легализовали рынок восстановления
Окунемся в мир интересных историй на мировом рынке печати.
Вы наверняка слушали о битве между Lexmark и Impression Products. Так вот именно по ее результатам коллегия судей весьма неожиданно встала на защиту малого предпринимательства и постановила, что патентное право распространяется на картриджи только до их «первой продажи».
В 2017 году в Верховном суде США завершилось громкое дело «Impression Products против Lexmark International», знаковое для всего рынка печати. Коллективным решением судей было принято:
«Крупные вендоры не смогут больше давить силой патентного права на мелкие фирмы, занимающиеся восстановлением оригинальных картриджей».
Американская компания Lexmark, крупный производитель печатающей техники, долгое время старалась пресечь любые попытки хоть какой-то конкуренции со стороны небольших компаний. Даже «эконом» сегмент рынка компания пыталась перекрыть собственными программами возврата (Lexmark Return Program). То есть компания своими силами собирает отработанные картриджи, заправляет их и снова отправляет в продажу. Приобрести их можно примерно на 20% дешевле новых, но с условием — использовать лишь раз. Никаких самостоятельных перезаправок или восстановления.
Контроль соблюдения всех ограничений осуществляется за счет специальной прошивки чипа, блокирующей печать.
Impression Products — небольшая семейная фирма из Чарльстона, Западная Виргиния, на протяжении почти сорока лет занимающаяся заправкой и восстановлением картриджей. Как и многие другие фирмы, Imression заправляла тонером и восстанавливала любые картриджи, в том числе и «возвращённые» от Lexmark.
Печатного гиганта подобное положение вещей не устроило. В рукаве Lexmark был отличный козырь — американское патентное право, дающее возможность производителям свободно распоряжаться изобретениями в течение последующих 20 лет. Impression оказалась на грани закрытия, дошла до Верховного Суда и выиграла его.
Коллегия судей весьма неожиданно встала на защиту малого предпринимательства и постановила, что патентное право распространяется на картриджи только до их «первой продажи». С этого момента считается, что производитель получил своё законное вознаграждение за изобретение, а картридж полностью переходит в собственность покупателя и тот волен распоряжаться им как захочет, в том числе заправлять, восстанавливать и снова продавать. Более того, бизнесмены работающие на вторичном рынке получают право торговать «перевыпущенными» картриджами не только в Америке, но и по всему миру.
Важность этого дела вовсе не ограничилась благополучным исходом Impression Products. По сути, своим решением в 2017 году судьи окончательно легализовали международный вторичный рынок печати, по крайней мере, для американских производителей.