Коротко рассмотрим, что такое – итерация и какова ее роль в ментальных процессах (мыслепроцессах, нейронных процессах).
Итерация в общем виде (лат. iteratio «повторение») – это повторение какого-либо действия, в данном случае – мыследействия.
Вопрос в том – где и как ее можно использовать?
Начнем с процесса восприятия действительности. При получении впечатлений (сигналов, импульсов, информации), как известно, они очень недолго – порядка секунды – хранятся в иконической (эхостической) памяти, и, если не потеряются – отвлекся, отключился – переходят в кратковременную память, где хранятся от нескольких секунд до нескольких минут. Вот тут-то первоначально полезно сделать ментальную итерацию – несколько раз (циклами!) воспроизвести воспринятое (изображение, звук, ощущение, информацию закодированную в слове, символе…) в своем сознании, используя волевое внимание. ЗАКРЕПИЛИ ВРЕМЕННО! А дальше можно закреплять более устойчиво различными видами связей – ассоциативными, логическими, мнемоническими...
К сожалению, в жизни мы не делаем этого и только что полученная информация быстро теряется, улетучивается неизвестно куда… А натренировать такой психологический навык достаточно просто (если захотеть…).
Следующая форма итерации – это всем известная зубрежка. В школьные годы мы постоянно этим занимались при подготовке к урокам – стихи, иностранные слова, термины и определения… Благодаря этому сформировался наш понятийный аппарат и много чего помним, например, стихи, песни, мелодии с детских времен. Так что, не сбрасывайте зубрежку со счетов.
Следующий вид итерации – организованное во времени повторение изученного (и понятого, усвоенного!) материала. Здесь есть различные подходы, в Инете можно найти инфу. В частности, методика интервального повторения: через час, 8 часов, сутки, трое суток, неделю, три недели, месяц, три месяца. Количество повторений на каждом временном интервале изменяется – на первоначальных этапах больше, а с течением времени уменьшается. Может прервать на любом этапе, если поймете, что хорошо запомнили. А чтобы это понять, используйте перед повторением такую мысле-операцию как «припоминание». Если все вспомнили четко, хорошо, то еще закрепить разочек-другой повторением и всё. Вот так в парочке: «припоминание – повторение» с акцентом внимания на «белых пятнах».
Конечно, при этом еще нужно создать материальную базу – листочки, таблицы, файлы, отметки в записях, звуковые записи – всё зависит от вида и формы запоминаемой информации и индивидуальных интеллектуальных особенностей.
Самая хорошая форма итерации – это повторение действием в практике. Ведь ясно, что решение задач дает больше пользы, чем запоминание методики их решения! При этом не только запоминаем, но нарабатываем умения и навыки, поучаем опыт и новые личные – имплицитные – знания.
Ну, и заключение отмечу, что итерация не всегда в пользу. Многие страдают от навязчивых воспоминаний, мыслей, состояний… Это уже патология и предмет психиатрии… Здесь нужна, в частности, другая мысле-операция – забывание.
Вот, пожалуй, все, что хотел вам сказать сегодня. Успехов в интеллектуальном развитии!