Согласно тексту летописи начала XII века – «Повести временных лет» - образ Страшного суда произвёл на великого князя Владимира неизгладимое впечатление: «философ (византийский монах – прим. А.Б.) показал князю занавес, на котором написано было судилище Господне, направо указал ему на праведных, в веселии идущих в рай, а налево — грешников, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимиру же запала на сердце мысль эта». («Повесть временных лет». Перевод Д.С. Лихачева.)
Православное учение о грядущем пришествии Иисуса Христа опирается на седьмой пункт Никео-Константинопольского Символа веры (краткого изложения основных положений христианского вероучения): «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца». Это событие в христианской концепции всемирной истории связывается с наступлением «конца света», момента, когда состоится воскресение мертвых и Страшный суд, открывающий перспективу обретения Спасения в Раю (Царстве Божьем) для праведников и вечных мук в Аду для грешников.
Иконография Страшного суда складывается еще в византийском искусстве в XI-XII вв. и представляет собой сложную композицию, состоящую из нескольких тематических блоков. В центре изображается Христос во славе, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем. Справа от него – праведники, слева – грешники. У ног – прародители Адам и Ева, вверху на троне – в окружении небесных сил Бог-Отец. В левом верхнем углу Бог-Отец благословляет Христа войти в сотворенный Богом мир, еще левее – архангелы, поражают демонов. Левая (по отношению к Христу) сторона иконы отводится под изображение области адских мучений, правая содержит изображение Райских врат и небесного Иерусалима.
Справа от Христа, мы видим праведников, которые под предводительством апостола Петра, направляются к вратам Небесного Иерусалима. Святого Петра легко узнать по устоявшейся иконографии: короткая седая борода и седые же волосы, синий хитон и жёлтый плащ. В руках он держит ключ от заветных врат Царства Небесного.
Слева, мы видим изображение самого Сатаны и грешников, охваченных адским пламенем. На коленях у властителя ада сидит Иуда Искариот, сжимающий мешочек с 30 серебряниками. Среди направляющихся в ад мы можем разглядеть представителей всех социальных групп: здесь и архиереи, рассматривавшие свою паству исключительно как источник дохода, а не предмет заботы; и фальшивые нищие, только притворявшиеся таковыми и мн. другие. Основная идея этого фрагмента изображения прозрачна – никакой, даже самый высокий церковный или государственный статус не сможет защитить человека от заслуженного им справедливого воздаяния.
В центре композиции изображена странная фигура обнаженного человека, привязанного к столбу. Это – «милостивый блудник». Он ждёт окончательного суда. Т.к. из-за блуда не может попасть в рай. Но и в ад так же, поскольку творил милость.
Православные христиане верят, что посмертная судьба души находится в руках Бога. Определяющими являются совершенные при жизни дела милосердия и грехи. Человеческие грехи на иконах Страшного суда традиционно олицетворяет огромный змей, перевитый лентой с их перечнем: чревоугодие, сребролюбие, пьянство, блуд и т.д.
Согласно преданию, после грехопадения Адама и его жены души всех умерших людей попадали в ад. И лишь после смерти на кресте и воскресения Иисус спустился в ад, разрушил его и вывел души праведников в Рай.