Найти тему
Музей истории религии

Встать, Страшный суд идёт!

Согласно тексту летописи начала XII века – «Повести временных лет» - образ Страшного суда произвёл на великого князя Владимира неизгладимое впечатление: «философ (византийский монах – прим. А.Б.) показал князю занавес, на котором написано было судилище Господне, направо указал ему на праведных, в веселии идущих в рай, а налево — грешников, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева». Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимиру же запала на сердце мысль эта». («Повесть временных лет». Перевод Д.С. Лихачева.)

И.Е. Эггинк. Князь Владимир избирает религию. 1822, холст, масло. Фрагмент
И.Е. Эггинк. Князь Владимир избирает религию. 1822, холст, масло. Фрагмент

Православное учение о грядущем пришествии Иисуса Христа опирается на седьмой пункт Никео-Константинопольского Символа веры (краткого изложения основных положений христианского вероучения): «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца». Это событие в христианской концепции всемирной истории связывается с наступлением «конца света», момента, когда состоится воскресение мертвых и Страшный суд, открывающий перспективу обретения Спасения в Раю (Царстве Божьем) для праведников и вечных мук в Аду для грешников.

Икона "Страшный суд", XVIII в., дерево, темпера
Икона "Страшный суд", XVIII в., дерево, темпера

Иконография Страшного суда складывается еще в византийском искусстве в XI-XII вв. и представляет собой сложную композицию, состоящую из нескольких тематических блоков. В центре изображается Христос во славе, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Крестителем. Справа от него – праведники, слева – грешники. У ног – прародители Адам и Ева, вверху на троне – в окружении небесных сил Бог-Отец. В левом верхнем углу Бог-Отец благословляет Христа войти в сотворенный Богом мир, еще левее – архангелы, поражают демонов. Левая (по отношению к Христу) сторона иконы отводится под изображение области адских мучений, правая содержит изображение Райских врат и небесного Иерусалима.

Справа от Христа, мы видим праведников, которые под предводительством апостола Петра, направляются к вратам Небесного Иерусалима. Святого Петра легко узнать по устоявшейся иконографии: короткая седая борода и седые же волосы, синий хитон и жёлтый плащ. В руках он держит ключ от заветных врат Царства Небесного.

Слева, мы видим изображение самого Сатаны и грешников, охваченных адским пламенем. На коленях у властителя ада сидит Иуда Искариот, сжимающий мешочек с 30 серебряниками. Среди направляющихся в ад мы можем разглядеть представителей всех социальных групп: здесь и архиереи, рассматривавшие свою паству исключительно как источник дохода, а не предмет заботы; и фальшивые нищие, только притворявшиеся таковыми и мн. другие. Основная идея этого фрагмента изображения прозрачна – никакой, даже самый высокий церковный или государственный статус не сможет защитить человека от заслуженного им справедливого воздаяния.

Икона "Страшный суд", XVIII в., дерево, темпера
Икона "Страшный суд", XVIII в., дерево, темпера

В центре композиции изображена странная фигура обнаженного человека, привязанного к столбу. Это – «милостивый блудник». Он ждёт окончательного суда. Т.к. из-за блуда не может попасть в рай. Но и в ад так же, поскольку творил милость.

Православные христиане верят, что посмертная судьба души находится в руках Бога. Определяющими являются совершенные при жизни дела милосердия и грехи. Человеческие грехи на иконах Страшного суда традиционно олицетворяет огромный змей, перевитый лентой с их перечнем: чревоугодие, сребролюбие, пьянство, блуд и т.д.

Согласно преданию, после грехопадения Адама и его жены души всех умерших людей попадали в ад. И лишь после смерти на кресте и воскресения Иисус спустился в ад, разрушил его и вывел души праведников в Рай.