Берясь за «Волшебника Земноморья» Урсулы Ле Гуин, я ожидал увидеть старую добрую сказку. Надо сказать, именно её я и получил. Прекрасное произведение о бойком юноше, магии и драконах – самое то для детей. При этом я увидел множество параллелей с «Гарри Поттером», будь то школа магии с верными друзьями и одним задиристым парнишкой; злой злодей, связанный с главным героем; и даже такие мелочи, как шрам на лице. О плагиате речь, конечно, не идёт, но о вдохновении – почти наверняка. Но речь немного не о том. Воспринимая «Волшебника Земноморья» как детскую сказку, я с удивлением обнаружил, насколько же она оказалась взрослее и серьёзнее «Гарри Поттера».
Земноморье представляет собой типичную средневековую вселенную с рыцарями, королями и драконами. Отличительной чертой можно назвать лишь любовь Урсулы к островам. Пока остальные авторы размещают фэнтезийные королевства на континентах, Ле Гуин расселила своих персонажей на архипелагах и заставила массово пересесть на лодки. На одном из островов под названием Гонт живёт мальчишка Гед, который однажды обнаруживает у себя магический дар. Издалека является мудрый Огион, который становится наставником юноши и вскоре отправляет того в школу волшебников.
И здесь я хотел бы начать сравнения с «Гарри Поттером», в которых «Волшебник Земноморья» зачастую предстаёт в более выгодном свете. Начать хоть с попадания Геда на остров Рок, где расположена магическая школа. С Гарри всё было однозначно – он был волшебником, и ему судьбой было предначертано попасть в Хогварст. У Гарри особо не было выбора, у Геда же он есть. Огион берётся лично обучать мальчика, но его метод медленный и основательный, он слишком «сдержанный», как будто бы «взрослый». Огион оберегает подопечного от тёмной магии и желает, чтобы тот учился сам. В школе магии обучение более традиционное: там учеников холят, лелеют и вкладывают знания им в голову.
Огион предлагает Геду выбор, как тот хочет учиться. И юноша выбирает школу магии. Он поступает, признаем, как и ожидаешь от энергичного мальчишки. Но этот выбор придаёт такого веса истории, который тебя просто поражает. Отказ от наставника нечасто встретишь в фэнтези.
Под присмотром многих учителей Гед быстро прогрессирует и добивается большего, чем у неспешного Огиона, но это выходит ему боком. И тут я хочу вспомнить фигуру главного противника. Волан-де-Морт был воплощением зла, взъевшимся на Гарри из-за пророчества и неудачного покушения. Архиврагом Геда выступает Тень – тёмное создание, непосильное сильнейшим магам Земноморья. Почему Тень охотится за Гедом? Да потому что тот сам призвал её из мира мёртвых.
Джоан Роулинг сделала Гарри жертвой обстоятельств, а Урсула Ле Гуин делает главного героя виновником происходящего. Случилось то, чего опасался Огион: быстрый успех ослепил Геда, сделал самоуверенным и несдержанным, волшебник заигрался с тёмной магией и открыл путь страшной Тени в мир живых. Неведомая тварь оказывается настолько опасной, что прогнать её (лишь на время) удаётся только верховному магу, да и то ценой своей жизни. А сам Гед получает от тени рану на память. Не шрам на лбу, а исполосованное когтями лицо… миленько… для детей.
Ответственность Геда очень хорошо чувствуется, и реакция у главного героя соответствующая: он замыкается в себе, ненавидит себя, проклинает, решительно падает духом. Урсула Ле Гуин придала моменту веса, и чувствуется этот эпизод ярче, чем смерти родителей Гарри, Сириуса и Седрика одновременно.
И никто в мире Земноморья не знает способа противостоять Тени. Нет ни одного мудрого дяди, которые расскажет о крестражах, нет родственных волшебных палочек. Гед остаётся один на один с противником, справиться с которым можно только одним способом – узнать истинное имя Тени. И у главного героя появляется сразу несколько способов это сделать.
Первая возможность представляется, когда Гед усмиряет драконов, повадившихся нападать на поселения. Юный волшебник находит способ надавить на главного дракона, и пользуется им, чтобы заключить сделку. Гед не трогает древнего ящера, а тот взамен оставляет в покое людей. При этом дракон предлагает иные условия: он предлагает Геду истинное имя Тени. Главному герою предстоит выбрать между собственным спокойствием и спокойствием незнакомых ему людей. Но волшебник исполняет свой долг, а не трясётся за собственную шкуру.
Второй шанс выпадает Геду в замке Терренон, где юноша прячется после неудачной встречи с Тенью. Там Геду показывают камень, способный ответить на любой вопрос, но камень этот тёмный. Он поселяет тьму в сердце каждого, кому отвечает, потому-то Гед и отказывается принять помощь мрачного артефакта. И такое решение оканчивается для главного героя большими неприятностями, кровью и погоней.
Помните ли вы моменты, чтобы Гарри Поттеру приходилось выбирать, хочет ли он избавиться от Волан-Де-Морта любой ценой? Появлялись ли у него «грязные» варианты покончить со злом, и приходилось ли Гарри проявлять характер и отказываться от них? Я вот не помню. Судьбу мальчика не назовёшь лёгкой, но подобных дилемм перед ним не стояло. Не было ведь такого, чтобы Гарри выбирал между спасением Джинни и уничтожением дневника Реддла – он делал и то, и другое, попутно убивая василиска.
«Волшебник Земноморья», конечно, уступает «Гарри Поттеру» тем же объёмом и, как следствие, проработкой мира и второстепенных персонажей, хитросплетением сюжета и накалом страстей. Но то, каким сильным получился путь героя, вызывает у меня восхищение – это отличная иллюстрация того, как из десяти глав и двухсот страниц можно создать притчу на века.
Стоит парой слов упомянуть и последующие романы в цикле «Земноморье», а именно «Гробницы Атуана» и «На последнем берегу». Они держат планку. Оставаясь всё теми же сказками, они неплохо иллюстрируют темы принятия себя, взросления и старости. Это отличные книги, и я советую их людям всех возрастов. Но цикл на этих книгах не заканчивается, вот только следующие произведения написаны, по заверениям самой Ле Гуин, когда она стала активно увлекаться феминизмом. И я решил такой: «Зачем рисковать? Остановлюсь на третьей книге!»
А если интересно моё творчество, заглядывайте в группу ВК: