Родилась в городе Ижевске, оружейной столице России, родине автомата Калашникова.
Окончила Ярославский Театральный Институт по специальности артист театра кукол. В 2011 году проходила стажировку на кафедре сценической речи Театрального Института имени Щукина.
Работала в Ижевском Театре кукол, в Вологодском Театре для детей и молодёжи, на Москонцерте в Мастерской литературы и драматургии под руководством Михайловского в должности артист - концертный исполнитель разговорного жанра.
Актёрскую деятельность Елена всегда совмещала с педагогической. Преподавала сценическую речь студентам актёрского факультета Международного гуманитарно-лингвистического института и колледжа при нём, а также технику речи студентам-тележурналистам Московской Финансово-юридической Академии.
- Во сколько лет пришло понимание, что вы хотите выступать на сцене?
Выступать на сцене я любила с детства и выступала довольно много. Но непосредственное понимание того, что я именно театру хочу посвятить свою жизнь, пришло в 18 лет и для меня самой это было откровением.
По первому образованию я учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области английского языка, закончила Педагогический колледж в городе Можга, Республика Удмуртия.
Годы учёбы были счастливейшим временем в моей жизни - необыкновенно творческая атмосфера колледжа, прекрасные педагоги, но… сама профессия, которую я получила, была мне противопоказана.
Из процесса обучения всем сердцем я полюбила только практику в пионерских лагерях, именно потому, что там нужно было делать то, что я обожала — постоянно готовить номера с детьми для сцены и петь под гитару у костра (я законченный романтик).
А вот скрупулезное написание конспектов уроков, методическое проведение их в начальной школе и объяснение детям, что 2+2 будет 4 - всё это меня угнетало и было мне совершенно не нужно (это был выбор родителей).
К четвертому курсу я совсем потеряла связь с самой собой, мне казалось, что под грудой конспектов иссякли все мои жизненные силы и именно тогда, во время депрессии, мне и пришло это озарение - я вспомнила, что самые счастливые моменты для меня это когда я нахожусь на сцене!
В нашем колледже проводилось множество сценических мероприятий, даже студенческие балы. На втором курсе я принимала участие в дипломном спектакле четверокурсников, специализацией которых была сценическая и экранная подготовка.
И тот спектакль — это был водевиль! - определил мою дальнейшую судьбу. Не поучаствуй я в нём тогда, вряд ли мне когда-либо пришло бы в голову поступать в театральный институт.
- Какими качествами и навыками должен обладать актер на сегодняшний день?
Наверное, помимо божьей искры и любви к сцене сегодня особенно важны гибкость, стрессоустойчивость и конкурентоспособность. Ровно те качества, которыми я не могу похвастаться! (смеётся) Поэтому выбрала свой собственный путь - хранить традиции классической русской театральной школы.
Скажем так, я испытываю к этому внутреннюю потребность и вижу в этом своё духовное предназначение, свой путь, свой выбор.
Не случайно мои спектакли поставлены по произведениям Чехова и Булгакова. Я - за сохранение духовного богатства и мастерства русской театральной школы и передачу её будущим поколениям.
Меняется жизнь, меняется театр, меняются скорости и формы, но предназначение искусства — нести свет, и это самое важное для меня в моей профессии. Классика всегда современна, а русская театральная школа - лучшая в мире!
“Помимо божьей искры и любви к сцене, сегодня важны гибкость, стрессоустойчивость и конкурентоспособность”
- Как начиналась ваша карьера в Испании? С какими трудностями пришлось столкнуться?
Моя карьера здесь началась со знакомства с Хосе Луисом Чека Понсе, художественным руководителем театра-студии “Balagán”.
В 2016 году я впервые привезла в Мадрид свою литературную программу «Дама с собачкой». Над этой версией я работала с педагогом по речи Театрального института имени Щукина Натальей Ковалёвой и хотела представить её в Российском Центре науки и культуры в Мадриде.
Хосе Луис посодействовал мне в этом, а ещё подал мне новую идею, как драматический режиссер - он предложил мне попробовать иной способ сценического представления, где повествование от автора местами плавно и незаметно переходит в актёрскую игру от лица персонажей и наоборот.
Вот так эта литературная программа совершенно неожиданно для меня приобрела форму моноспектакля!
В дальнейшем подобным образом был создан моноспектакль «Мастер и Маргарита» и в корень переделана и преобразована литературная программа «Отшельник и Роза».
Основные трудности — это финансовая и временная затратность самих проектов и их малая окупаемость. Ведь создание моноспектакля - колоссальная работа, длительная по времени и требующая работы актёра, режиссёра, педагога по речи, художника-сценографа и художника по костюму, художника по свету и звукорежиссёра.
К этому надо добавить стоимость аренды помещения для репетиций и показа, пошива костюмов и изготовления декораций, а также продвижение проекта.
Поэтому, если нет помощи спонсоров, создание спектакля держится на плечах энтузиастов, преданно любящих театр и верящих в него. В моём случае огромную моральную поддержку оказала мне моя мама, которая давно проживает в Мадриде.
- Зритель в Испании. Кто он?
Мой зритель — местные иммигранты из стран бывшего Советского Союза, которые любят классическую литературу и театр и скучают по русскому искусству и богатству русского языка в отдалении от Родины, а также, в небольшом количестве, их испанские родственники.
- Существует ли конкуренция среди наших актёров в Испании?
Среди актёров конкуренция есть всегда. Есть она и в Испании, хотя и минимальная, и это нормально. Но мне повезло - непосредственно в моём жанре тут никто не работает.
- Как коронавирусная пандемия повлияла на Вас? Пришлось ли изменить свой род деятельности?
К сожалению, в связи с началом карантина и отменой всех массовых мероприятий, не состоялись мои спектакли на юге Испании, на побережье Costa del Sol.
Совместно с агентством Catalejo Gestión Cultural и Лилит Степанян, моим продюсером в этом гастрольном туре, мы планировали дать спектакли в Университете Гранады, в культурном центре Эстепоны и в одном из кафе в курортном городке Бенальмадена. Но не успели ровно на один день! В день премьеры вышел Указ об отмене массовых мероприятий и мне пришлось возвратиться в Мадрид.
Но, как говорится, не бывает худа без добра. Я давно не преподавала, а тут решила вспомнить и окунуться в преподавание техники речи. Как только снова стало можно выходить и собираться небольшими компаниями, я провела два закрытых мастер-класса по голосу среди педагогов в Мадриде.
Всё прошло удачно, сама собой я довольна, а отзывы девочек-педагогов меня очень порадовали и воодушевили!
Раньше я много преподавала, но в последние годы этим не занималась. И новый выход в эту профессию оказался для меня сколь радостным, столь и волнительным.
Сейчас я вновь начала проводить индивидуальные занятия по голосу и художественному слову для всех желающих.
- Какие у вас планы на ближайшее будущее?
Я думаю, что моя жизнь так или иначе будет связана с обеими странами: и с Россией, и с Испанией. А глобальные планы пока озвучивать не буду, особенно на данном жизненном этапе.
Однозначно, что вновь организуем гастрольный тур по Солнечному Берегу - Costa del Sol и другим городам Испании, как только это станет возможным.
В самое ближайшее время, если Бог даст, планируем совместно с Василием Сёмкиным, организатором группы «Арт Вечер Мадрид», провести спектакли «Отшельник и Роза» и «Дама с собачкой» в Аликанте, а также спектакль «Дама с собачкой» в одном из кафе Мадрида.
Мы оповестим наших зрителей о датах сразу, как только они будут утверждены.
Сейчас я предлагаю также индивидуальные мастер-классы для всех желающих, кто хочет улучшить свои голосовые характеристики - тембр, полётность, сила, объём - и поставить правильное дыхание. Если ваша профессия связана с устными выступлениями, презентациями и вы хотите зазвучать ярко и уверенно, то эти занятия для вас!
Как понять, что вам пора заняться голосом:
- вы говорите тихо, вас часто переспрашивают;
- вы быстро утомляетесь во время устных выступлений, ощущаете тяжесть в горле после презентаций и переговоров, голос становится сиплым;
- вы говорите однообразно, монотонно, так что слушатели скучают;
- говорите слишком быстро;
- говорите неразборчиво, съедая начало или окончание.
Эти и многие другие нюансы техники речи поддаются корректировке в ходе занятий. Занятия проходят в форме активного тренинга, в ходе которого вы узнаете, как настроить голос перед презентациями, переговорами, важными мероприятиями и как привлечь внимание слушателей с помощью голоса. И не забывайте про занятия художественным словом — эти просто находка для тех, кто любит русскую литературу и желает посредством звучащего слова раскрыть свои актёрские способности.
Структура занятий:
- снятие зажимов (преодоление скованности мышц)
- формирование правильной осанки
- развитие мышц дыхательно-голосовой опоры
- закрепление навыков раскрытого голоса в работе над текстом
- всё это и многое другое входит в содержание предмета “техника речи”
- все технические упражнения включают в себя элементы актёрского мастерства.
От умения хорошо говорить зависит успех в отношениях, карьере и бизнесе. Обещаю - будет очень интересно, но пока не буду раскрывать все секреты!
WhatsApp/Telegram +34 632 34 70 98
Мой аккаунт в Facebook: https://www.facebook.com/elenaolenyova.elenaolenyova
Тел. 632-34-70-98
Автор: Главный редактор "Madrid Life" и Президент Всемирного Альянса русскоговорящих женщин-предпринимателей АМЕР Анастасия Шикарева
Сайт: Madrid LIFE
Madrid LIFE в социальных сетях: