Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как СССР помогал гоминьдану бороться с японцами?

В сентябре 1937 года руководство гоминьдана приняло важное решение – о прекращении гражданской войны и создании в союзе с КПК антияпонского национального фронта. Всему миру известно о помощи, которую СССР оказывал Испанской республике. Но куда менее известен тот факт, что подобная же помощь поступала из Советского Союза китайской армии в ее войне против Японии. Уже 14 сентября 1937 года между СССР и центральным китайским правительством, переехавшим в Чунцин, была достигнута договоренность о поставках в Китай советского оружия. Правда, при этом оговаривалось, что оружие и военные материалы будут поставляться Чан Кайши и ни в коем случае не Временному революционному правительству, возглавляемому Мао Цзэдуном (впрочем, оставалась полная возможность нелегальных поставок «по линии Коминтерна», который формально никаким договоренностям, естественно, не подчинялся). Поставки советского оружия в Китай начались в октябре 1937 года и, как и испанские поставки, проходили под контролем Разведупра РККА.

К началу войны вооруженные силы Китая, насчитывавшие 1 млн 600 тыс. человек, имели около 1000 орудий, в основном устаревших образцов, около 500 самолетов и 70 танков. Японские войска превосходили китайские по огневым средствам в 4–5 раз, по авиации – в 13 раз, по танкам – в 36 раз. Неудивительно, что японцы теснили хотя и многочисленную, но технически слабую и плохо обученную китайскую армию в глубь страны.

1 марта 1938 года между СССР и Китаем был подписан первый договор о предоставлении китайскому правительству кредита на 50 млн долл. для закупки в Советском Союзе военных и других материалов. В соответствии с этим договором в марте 1938 года были подписаны три контракта на поставку вооружений, по которым СССР поставил в Китай 287 самолетов, 82 танка, 390 орудий и гаубиц, 1800 пулеметов, 400 автомашин, 360 тыс. снарядов, 10 млн патронов для пулеметов, 10 млн винтовочных патронов и другие военные материалы.

1 июля 1938 года был подписан второй договор о предоставлении Советским правительством Китаю кредита (еще 50 млн долл.) для закупки вооружений. Тогда же во исполнение этого договора был заключен контракт, по которому в Китай было поставлено 180 самолетов, 300 орудий, 2120 пулеметов, 300 грузовых машин, авиационные моторы и вооружение для самолетов, а также снаряды, патроны и др. Согласно следующему контракту СССР поставил в Китай 120 самолетов, запасные части и боекомплекты к ним, 83 авиамотора, снаряды, патроны и т.п.

Третий договор о предоставлении Китаю советского кредита (150 млн долл.) для закупки вооружений был подписан 13 июня 1939 года. По первому контракту от 20 июня 1939 года в Китай было поставлено 263 орудия, 4400 пулеметов, 50 тыс. винтовок, 500 грузовых автомашин, около 16,5 тыс. авиабомб, 500 тыс. снарядов, 100 млн патронов и другие материалы. А по следующим трем контрактам, заключенным в соответствии с этим договором, в Китай было направлено более 300 самолетов, 350 грузовых автомашин и тракторов, 250 орудий, 1300 пулеметов, большое количество бомб, снарядов, патронов, электрооборудование, горюче-смазочные и другие военные материалы.

Для этого в его составе было создано подразделение «Z», аналогичное подразделению «Х», образованному в 1936 году и отвечающему за поставки оружия республиканскому правительству Испании. Кроме того, подразделение «Z» занималось набором добровольцев, которые направлялись в Китай для оказания помощи войскам Чан Кайши в организации отпора японским агрессорам. Отвечал за это направление работы подразделения «Z» И. Чернов.

Советские добровольцы начали прибывать в Китай с октября 1937 года. Появились и инструкторы, обучавшие китайских военнослужащих обращению с советским оружием. В Китай направлялись летчики, которые в первый период военных действий приняли на себя удары японских ВВС. В мае – июне 1938 года в Китай прибыла и первая группа военных советников – 27 человек. А в октябре 1939 года в китайской армии насчитывалось уже 80 советских военных специалистов. Общее руководство действиями советских добровольцев и военных советников осуществлялось аппаратом главного военного советника, которым с 1937 по 1942 год руководили М.И. Дратвин, А.И. Черепанов, К. Качанов и будущий маршал Советского Союза В.И. Чуйков. Как и в 1924–1927 годах, в аппарате главного военного советника работало немало сотрудников Разведупра, которые регулярно присылали в Москву интересующую советское руководство информацию. Активно занимались разведкой также представители миссий и посольств других стран.

Не обошло вниманием советское руководство и китайскую Красную Армию, сосредоточенную в так называемом Особом районе Китая (провинции Шэньси и Ганьсю) со столицей в Яньани. Но если при правительстве Чан Кайши в Чумчине состояли официальные советские представители, то сведения о положении в Особом районе поступали только от Разведупра, сотрудники которого действовали там как представители Коминтерна. В 1938–1942 годах в Яньани находился П.С. Мотинов, в 1942–1945 годах – П.П. Владимиров (настоящая фамилия – Власов), причем последний считался не только связным Коминтерна, но и военным корреспондентом ТАСС.

С ноября 1937 по 1938 гг. СССР через порты колоний Англии и Франции поставил Китаю морским путем большие партии оружия. Автомашинами от Алма-Аты через Хоргос и Урумчи доставляли в Ланьчжоу. Это была совсем новая шоссейная дорога. После того как китайско-японская война охватила всю страну. Япония контролировала морские, наземные и воздушные пути сообщения Китая с внешним миром. В таких чрезвычайно трудных условиях для удобства доставки военных материалов Китаю СССР по просьбе китайского правительства в 1937 году в очень короткие сроки помог Китаю открыть эту важную автомагистраль, проходящую в пределах Китая по Синьцзяну и провинции Ганьсу. Она начиналась в Сары -Алтайские на территории Советского Союза и заканчивалась на территории Китая в Ланьчжоу. Протяженность всей магистрали составляла 2925 км, из них 230 км проходили по территории Советского Союза, остальные -по территории Китая. Дорогу охраняли как местные китайские войска, так и советские люди. На автомашинах доставляли не только различное оружие, но и разобранные самолеты. Среди всех китайско-советских транспортных линий эта дорога была загружена больше всего. Советские люди приложили неимоверные усилия для ее строительства. На северо-западе довольно длинный отрезок дороги пролегал по горам на высоте 1500-3000 м. Работа велась в сложных технических условиях. Помимо автомагистрали Советский Союз в чрезвычайно трудных условиях открыл авиалинию Алма-Ата -Ланьчжоу

Чтобы обеспечить непрерывную доставку остро необходимых антияпонскому фронту Китая военных материалов, СССР мобилизовал большие людские и материалов, СССР мобилизовал большие людские и материальные ресурсы. По статистическим данным, с октября 1937 по февраль 1939 гг. на территории Советского Союза на перевозки военных материалов для Китая по железной дороге было мобилизовано свыше 5640 товарных составов, по автомагистрали от Сары-Алтайска до Ланьчжоу военные грузы в Китай доставляли свыше 5260 грузовых машин. Эти машины проделали в общей сложности путь в 18,5 млн. км. количество советских людей, постоянно работавших на перевозках военных грузов для Китая, достигло более 4000 человек.

Уже к началу 1938 года китайская авиация насчитывала три авиагруппы, из них самые крупные- Первая и Третья- были созданы на базе поставленных Советским Союзом самолетов и оснащении, и лишь Вторая авиагруппа была оснащена американскими, французскими, английскими и итальянскими самолетами. Кроме того, первая в истории китайской армии механизированная дивизия была создана на основе военного снаряжения, поставленного Советским Союзом в помощь Китаю. Весной 1938 года армия Гоминьдана в боях с Японией под Сюйчжоу потерпела сокрушительное поражение, в результате которого ее артиллерии был нанесен сильный урон. Впоследствии именно СССР помог армии Гоминьдана сформировать новую артиллерию.

В начавшейся в 1937 году Японо-китайской войне так или иначе, прямо или косвенно приняли участие страны из разных частей планеты. И если объявление Францией и Британией с её доминионами войны Германии и "наступление" французских войск на Саар можно считать участием в войне, то в таком случае и политика ряда стран в отношении Японо-китайской войны тоже может считаться их участием в этой войне. Другой вопрос, что в отношении ряда стран можно сказать, что они заняли отнюдь не сторону обороняющегося от японской агрессии Китая.

Например, хотя в США президент Франклин Рузвельт 5 октября 1937 года призвал организовать "карантин" против агрессоров, американские предприниматели стали усиленно вести торговлю с Японией, извлекая из этого огромные прибыли. В 1937 году экспорт американских товаров в Японию вырос в 2-3 раза. Поставки военных товаров выросли на 124% - японские интервенты только благодаря американским капиталистам получили в два с четвертью раза больше средств для уничтожения китайских войск. В то же время торговля США через Шанхай в 1937 году уменьшилась примерно в 7 раз. Рузвельт в своей речи 5 октября 1937 года особенно отмечал: "Мы примем меры, которые сведут к минимуму риск вовлечения". Вот только американский сенатор Луис Швеленбах характеризовал действия США совсем по-иному: "Ни у кого не может быть сомнения в том, что мы активно участвуем в войне, которую Япония ведет в Китае. Получается так, что поведение японцев можно рассматривать как более честное, чем наше. Они, по крайней мере, посылают своих людей, которые рискуют быть убитыми. Мы не рискуем своими жизнями в этой войне. Всё, что мы делаем, – это посылаем наши товары и материалы, которые они требуют для военных целей, и получаем за это прибыль". В том же духе высказывался осенью 1937 года государственный секретарь США Генри Льюис Стимсон: "В настоящее время японский агрессор получает поддержку со стороны США и Британской империи. Однако мы не просто помогаем Японии. Наша помощь настолько эффективна и велика, что без неё японская агрессия была бы немыслима и прекратилась бы очень скоро".

Генри Льюис Стимсон.

Схожую линию в отношении Японо-китайской войны проводила и Британская империя. В декабре 1937 года для переброски войск в Китай японцы задействовали зафрахтованные британские суда, чей общий тоннаж составил порядка 466 тысяч тонн. Британская пресса вовсю писала о слабости китайской Национально-революционной армии, о неизбежном триумфе Японской Императорской Армии. Ещё 10 ноября 1931 года, задолго до полномасштабной войны, когда Япония только проверяла Китай на прочность в ходе аннексии Маньчжурии, британская газета "Morning Post" писала: "Учитывая твердую линию Японии в Маньчжурии <...> мы должны быть благодарны ей за это и одобрить ее поведение".

Прямую и косвенную, материальную и моральную поддержку Японской Империи в её интервенции в Китай оказали ещё многие страны, что уже делает более чем правомочным тезис о вовлечённости в Японо-китайскую войну практически всего мира. А потому с утверждениями китайских историков о том, что Вторая Мировая Война началась 7 июля 1937 года, вполне можно согласиться. Тем более что схожей точки зрения придерживались советские историки в то время - в "Кратком курсе истории ВКП(б)" издательства 1938 года написано: "Вторая империалистическая война уже началась. Началась она втихомолку, без объявления войны". И, говоря по существу, единственной страной, которая на первом, самом сложном этапе войны оказала помощь Китайской Республике в борьбе с японскими интервентами, был Советский Союз.