Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Как жить и не работать: секрет древней цивилизации Дзёмон

Люди культуры Дзёмон опутали всю Японию сетью поселений и торговых путей. Они делали уникальную «пламенеющую» керамику и странные фигурки божков в скафандрах, носили украшения из нефрита и хоронили своих покойников в кучах ракушек вдоль дорог. Но главное — они смогли построить высокоразвитое общество, оставаясь охотниками и собирателями. Как им удалось обойтись без сельского хозяйства?

«Эпохой Дзёмон» называют период, примерно укладывающийся в рамки 14000 лет до н.э. — 300 год до н.э. Тогда на островах Японского архипелага доминировали выходцы из Юго-Восточной Азии, смешавшиеся с остатками местного палеолитического населения. Прямыми потомками дзёмонцев считают нынешних айнов — малочисленный народ, проживающий на Хоккайдо.

Крупнейшим поселением дзёмонцев, своего рода мегаполисом каменного века, была деревня Саннай-Маруяма, обнаруженная археологами в 1994 году в префектуре Аомори на севере острова Хонсю. Раскопки Саннай-Маруяма продолжаются по сей день, но уже известно, что в деревне постоянно проживало не менее 300 человек.

Поселение занимало около 42 га; в центре Саннай-Маруяма была площадь с «Домом собраний» (деревянной постройкой длиной 32 метра и шириной 10 метров) и башней на шести опорах высотой в 23 метра. От площади к окраине деревни была проложена дорога шириной в 15 метров, по краям которой археологи обнаружили более 400 могил, засыпанных ракушками. Жизнь в Саннай-Маруяме била ключом не менее 1,5 тысяч лет, подсчитали исследователи.

Главное: все до единого подобные поселения на Земле появлялись только после того, как местные народы изобретали для себя земледелие и скотоводство. На Ближнем Востоке к возникновению прото-государств привело окультуривание зерновых, в Америке толчок дали картошка и кукуруза. А дзёмонцы так и остались охотниками/собирателями (если не считать поздних опытов с огородным возделыванием бобовых). Так что же они ели?

Ответ на тот вопрос дало изучение пыльцы древних растений в окрестностях Саннай-Маруямы. Примерно 5500 лет назад дубы и буки, составлявшие местные леса, вдруг исчезли — их полностью заменили каштаны.

Плоды каштана — почти гениальный продукт; в 100 гр — 28 гр углеводов и 6 гр белков, 140 ккал чистой энергии! Они прекрасно хранятся, из каштанов варят похлебку, их перемалывают на муку и пекут хлеб; в конце концов, просто жареный каштан — просто вкусная еда.

Исследователи установили, что дзёмонцы засадили всю территорию Саннай-Маруямы и сотни гектаров вокруг неё каштановыми деревьями — и ежегодно осенью набивали хранилища коричневыми плодами.

Конечно, они также собирали в окрестных лесах ягоды, грибы и грецкие орехи. Охота на оленей и кабанов приносила им мясо, экспедиции на море, до которого было 8 км пути — моллюсков и рыбу. Из семян бузины они делали хмельной напиток, что-то вроде нашей бражки — в общем, жили сытно и весело.

Дзёмонцы не знали металлов, все свои орудия они делали из камня и кости. На фото: иглы, крючки и гарпуны, 1000–300 гг. до н.э. Британский музей, Лондон
Дзёмонцы не знали металлов, все свои орудия они делали из камня и кости. На фото: иглы, крючки и гарпуны, 1000–300 гг. до н.э. Британский музей, Лондон

Дикие ресурсы оскудевают при постоянном использовании; другие племена охотников и собирателей в таких случаях откочёвывали на новое место, а дзёмонцы доставали из погребов свои каштаны. Впрочем, их, видимо, и не стоит называть охотниками/собирателями — видимо, это была единственная в истории Земли цивилизация садоводов.

Земледелие, как известно, разрушает природные экосистемы; скотоводство подарило человечеству большинство известных инфекций. А дзёмонцы построили экологически нейтральное общество, причём не сильно напрягаясь. Это на рисовом поле нужно горбатиться с мотыгой от зари до зари. А охотникам/собирателям каменного века для добывания всех нужных ресурсов хватало 4-5 часов в день, показали расчёты и эксперименты.

Центральная площадь поселения Саннай-Маруяма с Домом собраний и сторожевой башней, современная реконструкция. Столбы башни сделаны из каштанов, срубленных на юге России
Центральная площадь поселения Саннай-Маруяма с Домом собраний и сторожевой башней, современная реконструкция. Столбы башни сделаны из каштанов, срубленных на юге России

Расскажу напоследок занятную историю. Когда японские историки решили восстановить сторожевую башню в центре Саннай-Маруямы, им понадобились стволы каштанов диаметром не менее метра каждый. Таких деревьев в самой Японии не осталось.

После долгих поисков по всей планете они нашли каштановый лес, очень похожий на те, которые росли вокруг Саннай-Маруямы 5500 лет назад — в нашей Адыгее, у подножия Кавказских гор. Здесь растут деревья высотой до 40 метров, а в местном ауле японских гостей угостили точно такой же каштановой похлёбкой, какую (судя по остаткам в древних горшках) ели легендарные дзёмонцы.