В интересное время работают будущие врачи. В нашем городе Центр медицины катастроф привлек на работу студентов 3-6 курсов медицинского института и ординаторов. Выезжают на вызовы они в команде с фельдшером или врачом скорой помощи.
Количество вызовов скорой увеличилось вдвое. Количество же специалистов осталось прежним.
И, хотя ребятам-студентам, к счастью, платят зарплату, количество специалистов от привлечения студентов не увеличилось. Вот и все, что следует понимать в ситуации пандемии COVID-19, которая очень похожа на войну.
Благодушно настроенные наблюдатели смахивают слезу умиления: ах, эти ребята на практике узнают медицину!
Нет, не узнают. На практике они увидят бабушек с повышенным давлением (не путать с гипертоническим кризом), некоторое количество травм (и поймут, что 90% их люди получают в состоянии алкогольного или иного опьянения) и больных COVID-19 со всем спектром проявлений болезни.
Но, увы, от этого они не обретут так необходимое врачу клиническое мышление. Не случайно никогда не существовало заочной формы обучения лечебному делу: с третьего курса студент перемещается от клиники к клинике и последовательно узнает о разных специальностях, от онкологии до фтизиатрии. Этого не узнать дома за компьютером. Но и в машине скорой этого тоже, увы, не узнать.
На скорой список болезней резко сокращается. А возможность учиться...
Когда я проходила обязательную летнюю практику на скорой, на мой первый вопрос фельдшер посмотрела на меня так, будто я свалилась с другой планеты. На второй предложила помолчать и заняться делом. Винить я ее не могу: темп работы на скорой бешеный. И специалисту нужны твои руки, а не вопросы.
Навык быстро реагировать в любой ситуации для студента-медика полезен. Но он будет добыт ценой пропущенных часов в клинике. Минус возможность посмотреть, какие бывают болезни (и врачи!). Минус время у постели больного. А для ординатора и вовсе — минус драгоценные часы, когда можно перенять опыт наставников и на подкорку записать алгоритмы лечения болезней по своей специальности, чтобы иметь необходимый минимум, без которого врач — не врач.
Посмотрим, какое поколение докторов вырастит пандемия. Может, я неправа. В конце концов, иностранный язык можно выучить погружением в среду.
Вдруг работа в стрессовых условиях поможет создать поколение эмпатичных и грамотных врачей?