Друзья, привет! Рассказываю о своем прогрессе в акварели за 2 года. Надеюсь, будет интересно и полезно.
Сегодня хочу рассказать про свой поход на мастер-класс Сергея Геннадьевича Темерева.
Для начала стоит познакомить вас с этим замечательным художником.
Сергей Темерев является членом Союза художников России, Санкт-Петербургского Общества акварелистов и Немецкого акварельного общества. В свое время окончил художественную школу им. Б.В. Иогансона и архитектурный факультет Ленинградского института живописи. В данный момент преподает в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица.
И, конечно, Сергей Темерев известен как непревзойденный мастер акварели. Его работы широко представлены в интернете. На счету художника десяток персональных выставок, участие в международных выставках в Италии, Китае, Великобритании, Греции, Болгарии, Индии, Мексике, Ирландии, Таиланде, Латвии, Финляндии и Пакистане. Сергей Геннадьевич - любимый гость и участник акварельных событий и фестивалей в России. Сергей Темерев является лидером Сообщества русских художников на фестивале Fabriano In Acquarello 2016-2020 в Италии. Хочу показать вам малую часть работ художника.
В копилке Сергея Темерева великое множество работ на разные сюжетные темы, и это не только море и небо. Но меня сорвало с места в августе 2018 года именно желание постичь магию "Темеревских облаков".
Мой отпуск чудесным образом совпал с датой проведения мастер-класса Сергея в Санкт- Петербурге. Мы с женой прыгнули в самолет, и через несколько часов я оказался в уютной студии на улице Марата. Тема мастер-класса была, конечно, облака!
Как обычно на подобных мероприятиях бумага предоставляется организаторами, в этот раз это был 300 граммовый хлопок Saunders Waterford 56 на 38 см, остальные материалы, краски и кисти свои. Среди 8 участников занятия я уже традиционно был единственным мужчиной. Перед началом занятия мы познакомились, заняли места, приготовили материалы и оставшееся время любовались небольшой выставкой работ Сергея Темерева.
Сергей Геннадьевич поведал, как будет проходить мастер-класс, огласил основные этапы, рассказал о своих материалах, ответил на вопросы, и мы приступили. Краски у Сергея были от Невской Палитры, да и в остальном не было секрета: широкий флейц для заливок, несколько каллиграфических кистей и набор синтетики.
Главный секрет, как оказалось, был в другом.
Суть техники Сергея Геннадьевича - в работе по смоченной с двух сторон бумаге. Обратная сторона листа интенсивно смачивается широким флейцем и прикрепляется на пластиковый планшет, закрепленный на штативе. Планшет очень удобно крутить на штативе, направляя течение пигмента в нужную сторону, чем Сергей Темерев в дальнейшем часто пользовался. Рабочая поверхность листа так же смачивается, при этом необходимо следить, чтобы не было воздушных пузырей и складок. Сергей Геннадьевич промакивал рабочую сторону листа бумажным полотенцем и ждал, когда влажность поверхности достигнет определенного нужного состояния.
В этом для меня была первая трудность - поймать тот нужный момент влажности, когда пора приступать к работе. В итоге я пересушил лист и не смог реализовать в полном объеме авторский способ изображения облаков, хотя в процессе можно было дополнительно увлажнять лист в нужных местах специальным пульверизатором.
И это - одна из уловок техники Сергея Геннадьевича: и лист смачивается, и живописная текучесть придается пигменту.
Следующий таинственный момент - создание серого цвета. Сергей Геннадьевич избегает простых решений, таких как разбавление черного или использование чистого серого вроде серого Пейна. Все серые смеси у Темерева - сложносоставные, состоящие из 2-3 пигментов. Задача такого подхода - проявить неожиданным образом нужный пигмент при соприкосновении с водой. Например, на границе размытия может проявиться больше розовая составляющая серой смеси. Вживую это смотрится нереально красиво.
Свою работу мастер разбил на три условных этапа: небо, земля, вода.
Мы наблюдали за работой над этапом и пытались повторить. Затем наблюдали за работой над следующим этапом, и все повторялось.
Сергей работает быстро и, вероятно, из-за большой концентрации в процессе пояснений делает крайне мало. Остается только смотреть во все глаза и запоминать каждое движение.
На вопросы мастер отвечал охотно, всех поразило то, что Сергей не работает на пленерах, а свои шедевры создает из головы. Как пошутил Сергей Геннадьевич, это потому что у него плохое зрение.
А разве можно ухватить момент подобного небесного триумфа? Только запомнить и позже попытаться воссоздать.
А тем временем работа подошла к концу, остались последние штрихи. Поставлена узнаваемая подпись автора как знак качества.
У меня же облака не задались сразу, как я говорил выше, пересушил бумагу. Долго копался на одном месте, не смог уловить ритм. Получилось плоско и скучно. Выправилась работа на этапах земли и воды, но в целом я остался недоволен своим результатом, ведь ехал-то я именно за облаками.
Мне не ведом уровень подготовки других участников мастер-класса, себя оправдываю тем, что на тот момент за кисть держался всего полгода. Посещать мастер-классы таких художников, как Сергей Темерев, нужно подготовленным. Но я безумно рад был подобному знакомству, ведь это бесценный опыт. Прошло 2 года, и я до сих пор перевариваю полученные знания, я все еще под воздействием магии "Темеревских облаков".
Недавно я решил создать серию портретов художников, которые встретились мне на пути и произвели на меня огромное впечатление. В знак восхищения творчеством Сергея Геннадьевича представляю его стилизованный портрет.
Оставайтесь, друзья, со мной, и вы узнаете еще много интересного.