В конце 1869 года, вблизи Огненной земли нашел свой конец прославленный парусный пакетбот «Дредноут», еще известный как «Безумец Атлантики».
Началось же всё в 1853 году, когда клипер «Dreadnought» (англ. «Неустрашимый») был спущен на воду на верфи «Currier & Townsend» в американском порту Ньюберипорт.
По обводам корпуса и парусному вооружению трехмачтовый корабль относился к клиперам, хотя его назвали пакетботом – судном для перевозки почты и пассажиров.
Длина его составляла 61 м, ширина – 12 м.
Свою службу клипер «Дредноут» начал под командой известного американского капитана-гонщика С. Самюэльсона под флагом судоходной компании «Линия креста Св. Георга». Отличительным знаком этой судоходной компании был большой красный крест на одном из парусов, а именно на фор-марселе.
Триумфально началась карьера «Дредноута» при переходе из Нью-Йорка в Ливерпуль и обратно. С каждым рейсом он улучшал время перехода и ставил новые рекорды скорости. Капитан Самюэльсон понял, какое замечательное судно ему досталось. И стал гарантировать доставку грузов точно в назначенный срок.
Уже проходя изученными маршрутами, «Дредноут» пересекал Атлантику за 14-15 суток. В начале 1859 года капитан Самюэльсон привел свое судно из Нью-Йорка в Ливерпуль за 13 дней и 8 часов. Три с лишним тысячи морских миль (больше 5,5 тысяч км) «Дредноут» прошел со средней скоростью 9, 6 узлов (18 км/час).
За десять лет под началом капитана Самюэльсона клипер совершил более 70 трансатлантических переходов.
Прозвище «Безумец Атлантики» клипер получил в 1862 году, когда во время десятибалльного шторма «Дредноут» потерял руль и стал полностью неуправляем. А еще шквалистый ветер сорвал много парусов. Повернуть судно было нельзя. Тогда капитан Самюэльсон велел переставить оставшиеся паруса так, чтобы они работали на задний ход.
«Дредноут» прошел кормой вперед около трехсот миль (больше пятисот км)!!!
За это время команда сделала временный руль. Клипер смог добраться до безопасной гавани и укрыться там от непогоды. Многие члены команды в этом, мягко говоря, непростом рейсе получили различные травмы и увечья. Сам капитан, по свидетельству очевидцев, отправился от ран только спустя год.
В 1864 году судовладельцы поставили «Дредноут» на линию Нью-Йорк – Сан-Франциско.
«Безумец Атлантики» и на этом направлении показывал чудеса скорости, многократно огибая коварный мыс Горн.
Но в 1869 году необычный для тех мест штиль поставил печальную точку в морской карьере славного парусника.
При полном безветрии парусник отнесло течением к берегу в проливе Ле-Мер. Команда делала все, чтобы попытаться отбуксировать шлюпками неумолимо приближающийся к опасным скалам Огненной земли корабль. Но отчаянные попытки оказались тщетными. Сильное течение неумолимо несло клипер к берегу и в конце концов разбило его о прибрежные скалы.
Клипер «Дредноут», он же «Безумец Атлантики» нашел свою последнюю стоянку возле скал и утесов мыса Горн.
Что сказать… Достойное место для великолепного судна. Ведь там покоится не менее 10 000 судов…
Читаем на канале:
Победа равносильная поражению. Лайнер United States - последний обладатель голубой ленты Атлантики.
Трудная судьба морского пути из Европы в Азию. История Суэцкого канала.
Советские паромы на Балтике. Как это было...