Найти тему
Очерки о психопатах

История о мальчике Сванте и его воображаемом друге Карлсоне

Есть такая известнейшая сказка о Малыше и Карлсоне. Если кто ее не читал (а зря), то смотрел и представление о сюжете и главных действующих лицах имеет. Так вот, если посмотреть на историю с реалистичной позиции, не как на сказку, а как на историю жизни ребенка в дисфункциональном окружении, то мы увидим следующую картину. Малыш воображает существование Карлсона. Он проводит с ним почти все своё время. Затем галлюцинация становится массовой: Карлсон начинает вроде как видится Фрекен Бок, а затем предстает и перед всей семьей.

Почему так происходит? Почему сначала Карлсон всем не нравится, а потом становится всем настолько удобен, что все начинают его видеть?

Ребёнок в норме должен расти лет до 16 в симбиозе с родителями, и в семье, где родители не поддерживают здоровый симбиоз, главной его задачей становится самостоятельно организовать такой симбиоз, даже если это приходится делать в одностороннем порядке. Чаще всего ребёнок начинает галлюцинировать образ родителя, подменяя реальный жестокий или холодный образ на созданный самостоятельно, тёплый и любящий. Это реально работает и помогает ребёнку выжить в условиях нелюбящего окружения.

Но с Малышом ситуация сложнее. Он даже не придумывает себе, что мама и папа его любят. Почему-то он обходит этот способ поддержать симбиоз. Он придумывает себе новую родительскую фигуру, чтобы создать симбиотическую связку с полностью вымышленным персонажем.

Малыш чувствует себя заброшенным. «У мамы есть папа, у Боссе есть Бетан, а у меня никого нет». Мама малыша не уделяет ему внимания, у неё нервные болезни, требующие стационарного лечения. Папа постоянно в командировках. Старшие брат и сестра живут своей жизнью и не проявляют к младшему никакого сочувствия. Мальчик настолько заброшен и не имеет чувства своего собственного Я, его даже называют кличкой «Малыш», а не его именем Сванте. В конечном итоге такая безысходность и невозможность ребенка установить эмоциональный контакт с кем-нибудь из своих близких приводит к тому, что он, точнее его психический аппарат, вынужден создать того, с кем можно было бы стабильно поддерживать эмоциональную связь. Пусть не постоянную, но главное - дающую чувство того, что ты не заброшен, ты есть, и ТЫ НУЖЕН ЗДЕСЬ ЖИВЫМ.

Родители видят неадекватное поведение ребёнка и, обеспокоенные, нанимают к нему сиделку Фрекен Бок, которую выдают за домработницу. Сиделка, недолго думая, и полагая бессмысленность своей роли в лечении галлюцинирующего ребёнка, поддерживает Малыша в его галлюцинации и убеждает родителей также поддержать бред ребенка. Это было огромной ошибкой, вместо этого надо было налаживать эмоциональный контакт с ребёнком. Но это удобно: пусть ребёнок дальше выживает как хочет, лишь бы не беспокоил родителей своими глупостями. Увы, такой подход не устарел.

Малыш же в этой ситуации фактически жертвует собой, спасая родительские отношения, которые, скорее всего, трещат по швам. Ребёнок самоустраняется от мамы и папы, совершенно не требуя их внимания к себе, полагая что таким образом, принеся меньшую жертву, он спасает брак, тем самым спасая себя, как плод этого брака. Ему представляется, что пока родители вместе, он имеет право жить. Как только они разойдутся, его право на существование исчезнет. Так дети, жертвуя собственной психикой и душевным здоровьем, пытаются выжить, когда родители расшатывают и разрушают свой брак.