Многие верующие в искупительную жертву Иисуса Христа спрашивают, умерла ли на кресте божественная природа сына Божия или только человеческая?
Очень серьёзный богословский вопрос.
Сразу же должен сказать вам, что подобная постановка вопроса несколько некорректно. Почему, спросите вы?
Дело в том что Священное Писание в частности Евангелие, апостольское послание не говорят об искупительной жертве сына Божия в контексте Его природы.
Речь идет о смерти Иисуса Христа, как о личности божества, а не смерти какой-то абстрактной сущности или природы.
Вот некоторые из огромнейшего множества библейских текстов, которые подтверждают эту мысль.
Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, (1Кор.15:3)
Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. (Рим.5:15)
Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.(Рим.14:9)
но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,(1Пет.1:19)
Мы не найдем в Евангельском повествовании ни одного текста, который бы говорил об искупительной смерти Сына Божия в контексте природы или сущности.
И вот здесь Нам очень важно провести различия между такими понятиями как природа и личность.
Природа, это понятие философское, а потому абстрактное. Что мы понимаем под природой, когда мы говорим о человеческой природе?
Мы имеем в виду совокупность признаков характеристик присущих человеческому существу, то есть всё то, что присуще именно человеку это и есть человеческая сущность.
Существует ли человеческая природа реально, как что-то отдельное от человека? Конечно же нет.
В реальности существуют конкретные личности, конкретные люди, а природа это лишь мысленное образование, которое существует Только в нашем сознании, в нашем воображении.
Вот то же самое И с божественной природой, под этим понимается вся совокупность свойств и характеристик присущих только Богу.
И опять тот же вопрос:
Существует ли божественная природа реально как что-то отдельно от Бога? Нет.
В реальности существует Отец, Сын и Святой Дух как божественные личности, которые и являют собой единого Бога Откровения.
И на кресте за нас умирает Сын Божий как личность божества, а не какая-то абстрактная природа.
Вот почему корректнее будет поставить вопрос, таким образом, "Кто умер за нас на кресте", а не какая природа умерла божественная или человеческое?
И на правильно поставленный вопрос мы отвечаем:
За нас умер Христос Сын Божий, который в себе объединял и божественное и человеческое естество.
Будучи одно с Отцом или един с Отцом Небесным Он, взяв на себя наши грехи, переживает богооставленность, что эквивалентно второй смерти из Апокалипсиса.
И в Голгофской смерти Иисуса Христа исполнилось пророчество:
То тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел. (Втор.21:23)
Именно эти слова и использует Апостол Павел в послании Галатам в третьей главе, когда пытается понять тайну смерти Сына Божия Иисуса Христа.
Так вот смерть Сына Божия понимаемое именно таким образом куда страшнее, куда трагичнее, чем все наши представления о той смерти, которую мы знаем, когда теряем наших родных и близких.
Наши грехи привели к разрыву между Отцом и Сыном и это, и есть истинный смысл искупительной смерти.
Именно в контексте межличностных отношений между Отцом и Сыном мы должны говорить о смерти Христа, а рассуждение о том, какая природа умерла, а какая нет совершенно неуместное в контексте евангельского повествования о Голгофском подвиге Иисуса Христа.
В связи с нашими рассуждениями можно поставить вопрос:
Мы можем допустить Мысль о смерти божественной природы или божественного естества? Нет. Представить себе Мысль о смерти божественного естества это означает исчезновение Бога вообще как такового из бытия. Нет божественной сущности, нет и Бога.
И тут же вопрос, а смерть человеческой природы в сыне Божий мы можем допустить? Можем. Почему?
Вот что говорит на этот счёт Апостол Павел
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. (2Кор.5:14)
А если все умерли, это значит, что природа человеческая исчезла?
Смерть Христа как бы означает смерть старого грешного человеческого естества и начало нового. Поэтому Апостол, продолжая, говорит:
«Кто во Христе тот новое творение…»