Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 20 ноября 2004 года на праздник всех Небесных Сил бесплотных.
В сегодняшний день Святая Церковь прославляет все бесплотные Небесные Силы, ангельский мир, потому что Ангелы Божии очень активно участвуют в нашей жизни, только делают они это столь тихо и смиренно, что для нас очень часто это бывает незаметно. О существовании Ангелов мы можем узнать, выражаясь современным языком, по двум каналам. Во-первых, из Откровения Божия, потому что об их участии в нашей жизни говорится в Священном Писании, и причём неоднократно. Древние люди жили не в таком мире, как мы. Нам даже трудно себе представить этот мир. С одной стороны, этот мир был необычайно жесток, но с другой стороны, в нём сохранялась такая некая первозданная тишина. Сейчас мы живём в грохоте. Основная масса людей, можно сказать, умирает от тоски. И чтобы эту тоску заглушить, один прибегает к наркотикам, другой к алкоголю, третий к табаку, четвёртый ещё к чему-то. Самое массовое – это телевизор. Кто помоложе – ещё музыку слушает. То есть сознание человека, его ум ни минуты не может оставаться один, потому что тоска сразу начинает пожирать человека. И человек, чтобы выйти из тоски, устраивает себе какой-то иллюзорный мир. А у древнего человека таких средств не было. Музыка была. Если человек сам играл на каком-то инструменте, то это была простая мелодичная музыка одноголосная. Если музыка посложнее, то это бывало очень редко, в честь какого-нибудь праздника, когда собирались оркестры, в больших городах, в присутствии царя. Это было очень редкое явление. А так, самый большой шум – это гром на небе или ураганный ветер, да и то не каждый года. А вообще человек жил в тишине, и в этой тишине ему легче было и самого себя осознать, и лучше почувствовать влияние Ангелов на его жизнь. Иногда он отчётливей слышал, что они отвечают ему. Что происходит, когда мы молимся Богу? Мы даже иногда удивляемся, что при нашей немощи, нашей слабой и рассеянной молитве частенько, во всяком случае, чаще, чем мы того заслуживаем, мы убеждаемся. Что Господь нашу молитву услышал. Почему так получается? Потому что Ангелы наши молитвы возносят к Престолу Божию. Они непрестанно совершают своё движение от каждого из нас, тех, кто молится, конечно (с теми, кто не молится, этого не происходит), к Престолу Божию. И поэтому их роль в нашей жизни, в жизни людей молящихся, огромна. Хотя и не молящихся людей Ангелы тоже хотят остановить в их грехе и стараются воздействовать на совесть человека. Потому что время от времени в каждом, абсолютно в каждом закоренелом грешнике всё-таки рождается мысль, что он делает что-то нехорошее, подленькое. Вот, и как-то останавливается. Или не останавливается. Тогда совесть начинает постепенно умолкать, не выдерживая такого напора бессовестности, и на какое-то время оставляет человека. Обычно человек в этом состоянии находится наедине сам с собой, как ему кажется. А на самом деле, когда есть изнутри призыв к тому, чтобы очиститься и прекратить какой-то грех, то это есть действие Ангелов. И каждый Ангел исполняет своё послушание. И по учению Церкви известно, что Ангелы разделяются иерархически на девять чинов от низших до высших. Подробности этой иерархии изложены в книге Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии». И то, это подробности весьма и весьма незначительные, а лишь в той степени, в которой это оказалось доступно опыту этого святого отца. А никаких подробностей мы знать не можем, потому что мы, к сожалению, существа, хотя тоже духовные, но отпадшие от Бога, находимся в состоянии после грехопадения.
Но наши чувства имеют возможность развиваться. Когда человек ведёт настоящую духовную жизнь, он себе возвращает, а лучше сказать, вновь развивает то, что было утрачено в Адаме. В некоторых святых мы видим такие дары Божии, что они напоминают нам Ангелов. Сверхъестественная доброта, незлобие, абсолютное равнодушие к деньгам, прозорливость, терпение. Даже такое существует выражение: ангельское терпение. Понимаете, малейшее движение стихии, человека, какого-то животного нас моментально раздражает. Некоторых сразу и до истерики. А Ангела, например, никакого нельзя из себя вывести. И этого человек, ведя духовную жизнь, может достичь. Духовной называется жизнь, которую человек проводит в соответствии с заповедями Божиими. А наша жизнь, конечно, противоположна заповедям Божиим, и, к сожалению, большинство людей тратят все силы своей души только на определённые моменты: чтобы правило почитать, чтобы не съесть печенье, в котором есть яичный желток, и всякие такие вещи, вовремя на службу прийти. Чтобы не опоздать на службу, человек готов поругаться с родственниками, бежать, всех расталкивая, но прийти, так сказать, вовремя. На эти вещи обращает внимание. Конечно, понятно, что на службу опаздывать нехорошо. Но есть вещи ещё более важные. Но об этих вещах мы, к сожалению, забываем. То есть у нас отношение к заповедям Божиим выборочное.
Порой происходит в жизни нечто такое, что нас просто призывает исполнить заповедь Божию. Вот приведу в пример последний эпизод. Подходит ко мне женщина, говорит: «Батюшка, я Вам отдавала записку, маму причастить, мама старенькая», я удивляюсь: «Как, не причастили?» Потому что я одному из наших священников эту записку отдал. А он мало того что не позвонил, он, видно, забыл и мне не сказал, что он не позвонил. Или потерял. Ну такая полная безответственность. Хотя, казалось бы, человек старенький, надо его причастить. Надо всё бросить – всё! – жену, детей, службу, хоть ураган, ветер, надо обязательно идти. Как так?! Потерять каждый может. Я за свою жизнь раза два тоже эти записки терял, бывало. Но тогда надо узнать, кто-что, вспомнить, найти этого человека. И так далее, и так далее. А тут вот такая безответственность, как будто человек лишний раз чаю не попьёт. А если умрёт в этот момент без Причастия? Сейчас-то – ничего, но сто лет назад этот священник мог и сана лишиться, а уж то, что его в монастырь отправят на покаяние за это, это уж что процентов, там дрова рубить с монахами на полгодика. Это точно, такую епитимью давали.
Или ещё пример. Умерла у нас одна прихожанка. У неё дочка с маленькими детьми, дети заболели, а тут и бабушка заболела. В больницу её отвезли и надо было за этой бабушкой поухаживать. Молодая женщина, двое маленьких детей, да ещё болеют, да ещё там надо бумагами заниматься. И вот она то к одному обратится, то к другому, и всё не находит ответа. То одному некогда, то другому. Ну интересно, вот прям Промысл Божий обращается к человеку, говорит: надо помочь. Ну что делать должен крещёный человек? Да всё бросить и помочь! Нет. А почему? А мне некогда. У одного это, у другого это. У всех же это. Интересно. Ну притчу читаем же о милосердном самарянине (см. Лк. 10, 30*. Вот он идёт по дороге, на осле у него какая-то кладь, он едет в какой-то город. Вдруг видит – какой-то мужик лежит весь израненный. Он его взял, поднял, своё масло и своё вино возлил на раны, перевязал. Чем? У него что, с собой стерильные бинты что ли были? Нет, взял свою одёжку, ею завязал, повёз в гостиницу, в гостиницу привёз, гостинику говорит: «Ты ему служи, на тебе деньги» – свои из кармана вынул. А потом добавил: «Если ты что на него издержишь больше, чем я тебе дал, я, когда приду обратно, тебе ещё дам». Христос говорит: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 37). Вот что такое любовь к ближнему, да? А мы это как-то не очень, собственно, понимаем. Мы должны такие случаи искать. Искать, не надо ли кому чего.
Понятно, что мы воспитаны по-уродски, нам никто не говорил, что надо маме помогать, что надо папе помогать, что надо день начинать с вопроса: «Мама, бабушка, не надо ли вам чего?» Вот это сделать, а потом, если время останется, можно ещё чем-то и своим заняться, если когда уже скажут: «Никому ничего ни в чём не надо помогать». Нас этому никогда никто не учил, да и сейчас этому препятствуют. Ни в коем случае никакого Закона Божия в школе не преподавать. Пусть вымирают все от наркотиков, от СПИДа, от бандитизма, от терроризма, но ни в коем случае не преподавать Закон Божий.
Мы все живём в бреду и не понимаем вообще, для чего Христос на землю приходил. Чтоб мы правило, что ли, читали? Чтоб мы иконки рисовали? Чтоб мы распевали «Господи, помилуй»? Нет. Это всё средства. А к чему эти средства? Чтоб нам изменить себя. В чём это должно быть изменение? Покаяние – это что такое? Это изменение самого себя на противоположный знак. У всех любовь к себе. Поэтому Господь и говорит: «возлюби ближнего <...> как самого себя» (Мф. 22, 39). Как я самого себя люблю? Себе вперёд, всё себе, себе повкуснее, себе побольше, себе поудобней, и так далее. И вот это всё надо ближнему, если ты крест на себя надел, если ты хочешь Богу служить, если ты хочешь быть христианином, если ты хочешь вести действительно ангельскую жизнь. Мы молимся: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Чтоб была воля Божия, как на небесах она осуществляется. Потому что Ангелы находятся в полном послушании Богу – раз, и в полном послушании старшему.
Я уже много лет как заметил, вот в приходе одному скажешь, другому, третьему – то забыл, то не захотел, то устал, то не вовремя, как будто мы на каком-то мыльном заводе. Но на мыльном заводе дисциплина, там, наверное, и проходная есть, там, так сказать, и какие-то правила техники безопасности. А здесь, в храме, вообще всё должно быть как в Кремлёвском полку, где если идёт человек, то носочек тянет, чтобы была дисциплина, как часики. Вот так должно быть. А не так, что каждый что хочет, то и делает, кто куда. Ну ладно, допустим, так, такая свобода, замечательно. Но если уж сказали! Если уж сказали: «Подними доску». Нет, она месяц будет лежать посреди двора, и все ходят, и вообще никому в голову не взбредёт, что это беспорядок. То есть глаз настолько замылился, уже настолько не видим ни внутри, ни снаружи. И, конечно, как из этого всего духовную жизнь организовать? Это категорически невозможно.
А вот Ангелы нам пример своим иерархичным строем, такой заботой о нас. Они, во-первых, всегда взывают к нашей совести, а потом, показывают пример отношения к своему послушанию. Допустим, у нас есть Ангелы-Хранители, у них есть послушание – нас охранять. Смотрите, как обычные дети себя ведут в школе или на улице, когда уроки кончились. По идее при таком поведении ни один из них и года не должен прожить. Например, маленький ребёнок обычно руку вырывает, если его взрослый перед тем, как дорогу перейти, за руку берёт. Дети, конечно, у нас и набивают шишки, и ломают руки-ноги, некоторых сшибают автомобили, и довольно часто. Но они практически все такие. То есть чтобы ребёнок был послушлив, это я не знаю, может, один на миллион, мне в жизни таких не попадалось. Но тем не менее есть какие-то дети и живые, и с руками, и с ногами. Кто их сохранил от беды? Ангелы-Хранители. Они охраняют. Сколько они ни падают, катастрофы не происходит. Только уж если какая-то отчаянная ситуация или особый Промысл Божий, тогда действительно какой-то вред человеку возникает. А так обычно Ангелы-Хранители спасают от всего этого ужаса, которому люди за своё непослушание сами себя подвергают от мала до велика.
И, конечно, Господь пришёл на землю, потому что Он действительно хотел, чтобы Его Царство распространилось на жизнь человеков. Говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Он хотел, чтобы Царство Божие было посреди нас, чтобы оно воцарилось в нас, но это невозможно без нашей воли, мы должны выйти этому навстречу, мы должны этого искать, мы должны вдумываться, вчитываться в слова Господни, чтобы это отражалось каким-то образом на нашей жизни. Мне, можно сказать, повезло: всё время живу среди христиан. В семье у меня все верующие, в храм приду – все верующие, в отдел приду работать – все верующие. Так это может создаться впечатление, что вообще нет ни безбожия, ни пьянства, ни наркомании. Все такие очень симпатичные люди, такие приятные. Но и то, наблюдаю этих верующих людей, смотрю: то этот обиделся, то тот нагрубил, то этот в какое-то подозрение впал, то тот на другого жалуется. Одному говорю человеку, а он уж старше пятидесяти: «Ну вот как, ты на него жаловался, помнишь, полгода назад?» – «Да, помню. Я был неправ» – «Ну ты прям хотел, чтоб его выгнали, уволили. Ну а если бы тогда уволил? Вот взял, сделал, как ты просил. Ты вот ругался, настаивал». Почему? Потому что что-то ущемили своё – либо тщеславие, либо самолюбие, либо ещё что-то. И так во всём. Ну как христианин может обижаться, когда каждый день он должен повторять: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”. Мы сами просим Бога о том, чтобы наше освобождение от грехов стояло в прямой зависимости от того, насколько мы оставляем грехи другому. Если ты не прощаешь, то и ты не будешь прощён. Но если ты не будешь прощён, какой смысл во всём том, что мы в церкви делаем? Никакого. О, если б никакого, это ещё ладно. Но вся наша церковная жизнь превращается в свою противоположность, превращается в то, что отвратительно Богу – фарисейство. Внешне-то вроде христиане, вроде все такие благочестивые. Но попробуй чуть скажи поперёк, попробуй. Сразу слёзы, обиды, истерики, обвинения, жалобы и так далее. Как же это может быть? Некоторые говорят: «А я 14 лет в церковь уже хожу», «А я 24 года хожу». И очень жалко, что за 14 лет так ничему и не научился – ни терпению, ни смирению, ни кротости, ни послушанию, ни милосердию. Вообще ничему! Выучить с Трисвятого по Отче наш и Символ веры – да это, наверное, обезьяну можно научить. А ведь это же для чего? Я понимаю, мы все, конечно, и туповатые, у нас проблемы всякие есть, но всё-таки слово должно входить осмысленно. Мы же Евангелие должны читать осмысленно. Если наша жизнь никак от этого не изменяется, то какой в этом смысл? «А вот, батюшка, Вы скажите – ей, чтоб у неё изменилась». Да ей-то скажем, ты на себя посмотри. Ты на себя посмотри. Потому что мы всё хотим, чтоб он и чтоб она. Жалоба в чём заключается? Вот подействуй на него. Почему? А он меня задел. Но ведь не для этого же вообще Христос пришёл, кровь проливал, чтоб мы друг на друга жаловались, обижались, чтоб мы на своём настаивали. Ведь нет. Только благодаря присутствию Ангелов в мире мы ещё друг друга не съели, не растерзали, потому что они на нашу душу действуют умиротворяюще.
Святая Церковь заповедовала нам ежедневно – и утром, причём, и вечером – обращаться с молитвой к своему Ангелу-Хранителю. Ради Бога, хотя бы один раз в жизни почитайте со вниманием эти слова. Не просто молясь, а вот с карандашиком просто проследите каждое слово, о чём и с чем мы к нему обращаемся, чему мы хотим, чтоб он нас научил, от чего сохранил, что благословил в нашей жизни. Вот это очень важно. Ангелы неотступны от нас, мы всегда находимся в их присутствии, мы должны устыдиться своих чувств, своих мыслей, своих поступков, своих слов, потому что они всегда присутствуют при наших деяниях. И вот тогда действительно жизнь начнёт исправляться. Конечно, это исправление будет в ущерб нам. Потому что если люди увидят, что ты становишься настоящим христианином, они тебя заездят, это сто процентов. Они к тебе в очередь встанут. Некоторые говорят: «Никому не нужен, все меня бросили!» Ну да, никому не нужен. Кому от тебя какое-нибудь добро было когда-нибудь? Почему от тебя все бегут, рассыпаются, не хотят с тобой связываться? «А мне, – говорит, – никто не звонит». Естественно. Видимо, ты шибко много добра в жизни сделал, столько добра, что остался никому не нужен. Почему-то одни нарасхват, а от других бегут. Может быть, это все другие плохие? Да, мы обычно так и говорим. Все плохие, потому что все бросили. Если тебя бросили, это значит, ты плохой. Это ты никому не нужен, ты злой. Потому что если ты добрый, тебе бы житья не было, ты бы бегом бежал, даже если тебе 90 лет. Потому что все бы хотели от тебя что-нибудь поиметь. Да, обязательно. К тебе бы очередь становилась. Этому дай, этому подскажи, этого научи, этому денег дай, этому помоги. И так далее. Это совершенно точно.
Надо нам как-то почувствовать, что весь ангельский мир и пришедший к нам Господь от нас хотят. К чему взывает Господь? Зачем Он пришёл на землю, зачем Он распялся на Кресте? Зачем Архангел Михаил, которого мы прославляем, низверг сатану с небес? Вот зачем это всё? Это только для того, чтоб мы изменились. И изменились не как-то абстрактно, а очень конкретно. Поэтому Евангелие надо читать не бездумно. Там всё написано, какими мы должны быть, и даже пример дан в Иисусе Христе. Но помимо Него мы можем смотреть на любого Его ученика, на любого святого. Недаром Церковь канонизирует некоторых людей. Что значит «канон»? «Канон» в переводе на русский язык с греческого значит «правило». Про некоторых так и поём: «Правило веры и образ кротости». Образ – образец. Правило – значит так надо делать, вот это такое правило, вот смотри на этих людей и делай так же. Это очень неудобно, это очень тяжело. Отдохнуть не дадут никак. И, конечно, такой жизни не очень человек хочет, потому что человек эгоист, потому что у него к другому любви нет, потому что все остальные люди только досаждают, раздражают. Люди хотят от всех отгородиться. Но отгораживаясь от людей, отгораживаясь от шанса сделать добро другому, ты отгораживаешься от Христа и от Царства Небесного. А нужно следовать за тем, что Христос сказал – только таким образом можно спасти свою душу от греха. А Он как раз и сказал: был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36). Любой из нас завтра или даже сегодня может прийти в гости к Самому Господу Иисусу Христу, посидеть на его койке, покормить его. Он говорил: алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф. 25, 35). Одновременно тот, кто нуждается в том, чтобы его покормили, он же и больной. А современная больница вообще как тюрьма, поэтому одновременно и в темницу пришёл. То есть в одном действии, в одной упаковке три в одном – пожалуйста, исполняй. Нет, некогда, неохота, поздно, и так далее. И упускаем свой шанс на спасение. Спрашивается, и кого мы обкрадываем? Да самих себя. Вместо того, чтоб радоваться, что есть ещё такая возможность. Потому что ещё немножко пройдёт времени, и такой возможности не будет. Потому что даже спустив ноги с койки, тапочки не найдёшь. Не будет сил ни согнуться, ни дойти до туалета. Ещё некоторое время пройдёт, и будем в таком состоянии. И тогда с чем мы придём в Царствие Небесное? С одними только стонами? Ну стонов здесь и на земле достаточно. А Ангелы-Хранители призывают нас к тому, чтобы мы не упускали такую возможность, а следовали тому, чему Господь нас научил в Евангелии.
Дорогие братья и сестры! Эта страница существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.