Найти тему
ПроФэнтези

Гримдарк: фэнтези из грязи и мрака

Оглавление

Гримдарк – это один из новых поджанров фэнтези, отцом-основателем которого считают Джо Аберкромби. Читатели часто спорят, а можно ли вообще считать его самостоятельным поджанром, и если да, то какие признаки его характеризуют? Попробуем разобраться вместе.

Сам Аберкромби утверждает в своем блоге, что гримдарк – это реакция на романтическо-героические книги, которые наводнили прилавки магазинов. Авторы забыли, что их миры, герои, сюжеты должен шокировать, щекотать нервы читателей. Поэтому гримдарк – это не просто поджанр, а противовес традиционному фэнтези.

Джо Аберкромби и его книги (коллаж www.fantasyandanime.wordpress.com).
Джо Аберкромби и его книги (коллаж www.fantasyandanime.wordpress.com).

Итак, что же такое гримдарк? Давайте достанем с полки словарик и разобьем слово на две части:

  • Grim – отталкивающий, неприветливый, угнетающий, безрадостный;
  • Dark – темнота, мрак, отсутствие света.

Эти значения указывают на мир, наполненный негативом. Никаких хэппи-эндов! Этот мир наполнен страданиями, безнадежностью, насилием, кровью, морально неоднозначными героями, антигероями, ужасными решениями и черным юмором.

Гримдарк – это, пожалуй, самый жесткий из всех поджанров фэнтези. Его сюжет похож и одновременно не похож на настоящую жизнь, потому что реалистичные ситуации, в которые попадают герои, часто описываются с преувеличенными эффектами. Например, обычная стычка в темном переулке оборачивается фонтанами крови из ран и т.п.

Несомненный плюс гримдарка в том, что никто из персонажей не застрахован от смерти. Такая непредсказуемость как раз и создает напряжение, подогревает читательский интерес, ведь все угрозы для персонажей ощущаются абсолютно реальными.

Арт по книге М. Лоуренса "Король терний" (арт www.picuki.com).
Арт по книге М. Лоуренса "Король терний" (арт www.picuki.com).

Основные характеристики гримдарка:

  • уровень магии – умеренный. Гримдарк не похож на высокое или эпическое фэнтези, построение сложной магической системы здесь не является важной частью сюжета. Магия может присутствовать, но ее не так много;
  • глубина проработки мира – от среднего до высокого. Одни авторы уделяют этому больше внимания (тот же Аберкромби), другие – меньше (например, Марк Лоуренс). Главное – в этих мирах ничто не является полностью добрым или полностью злым. Это миры со множеством оттенков серого и черного, где нередко приходится на компромисс со злом;
  • степень проработки персонажей – высокая. Для этого поджанра типичны сильные персонажи. Если на сцене появился блестящий рыцарь, можно поспорить, что в его шкафу найдется немало скелетов. В Гримдарке редко используют традиционные образы персонажей, прописывая каждому свои черты и мотивы. По сравнению с традиционным фэнтези много физически или психически ущербных героев (привет, Дан Глокта!);
  • уровень сложности сюжета – умеренный. Да, можно найти сложные повороты, интриги и манипуляции, ведь в этом поджанре действительно возможно все. Но гримдарк всегда остается ориентированным на персонажей, поэтому готовьтесь к большому объему рефлексии от них;
  • уровень насилия – зашкаливающий, со всяческими подробностями. Некоторые могут сказать, что гримдарк слишком жесток.
Дан Глокта с подручными из цикла "Первый закон" (арт www.mackart.ca).
Дан Глокта с подручными из цикла "Первый закон" (арт www.mackart.ca).

Что можно почитать в жанре гримдарка?

  1. «Первый закон» (Джо Аберкромби). Нельзя обойти вниманием основателя жанра :) Здесь в центре сюжета находятся несколько крайне неоднозначных персонажей: Джезаль – талантливый боец, но эгоистичный аристократ со всеми вытекающими; Логен – некогда лучший воин северных племен, превратившийся в бесславного наемника; Глокта – инквизитор, искалеченный пытками врагов и теперь пытающий сограждан; Баяз – маг, устроивший поход отряда злодеев за неким артефактом, чтобы подчинить мир (Гэндальф наоборот). Вокруг царят война, разруха и болезни, мир медленно катится к полному хаосу, но герои с каждой главой притягивают все больше внимания – благодаря своим внутренним противоречиям они кажутся очень объемными и реалистичными. Это большой плюс трилогии.
  2. «Дренайский цикл» (Дэвид Геммел). Эта серия расскажет о судьбе дренайского народа через призму нескольких персонажей (в основном, воинов). Одному нет равных в кулачных боях, пока на плечи не начинает давить груз прожитых лет, другой – наемный убийца, который жаждет отомстить за смерть семьи, третий – лучший фехтовальщик, переживший смерть жены и личное предательство. У каждого персонажа есть свои внутренние шрамы, свои проблемы, которые они вынуждены преодолевать во имя судьбы всего народа. А еще большой плюс этого цикла в том, что каждую книгу можно читать по отдельности. Да, это не типичное гримдарк-фэнтези по типу «Первого закона», но очень близкое по многим признакам.
  3. «Грозный отряд» (Люк Скалл). Во многом это вторичное фэнтези: название похоже на «Черный отряд» Кука, персонажи напоминают героев Аберкромби, даже идею о том, что магию добывают из трупов мертвых богов, я где-то встречал. Отчасти эту трилогию спасает бодрый ритм. Здесь есть суровый северный горец, молодой дерзкий герой, искалеченный маг, его слуга - мастер на все руки. Они связаны одной целью - спасти город… и заработать деньги. Конечно, жестокие реалии сурового мира быстро пускают эти планы под откос, а героям приходится сильно измениться, чтобы выжить.
Арт по книге "Грозный отряд" (www.lukescull.com).
Арт по книге "Грозный отряд" (www.lukescull.com).

👉 Кому противопоказан гримдарк? Всем, кому нравится более-менее традиционное фэнтези: с высокими идеями, моралью, благородными героями; возможно, с элементами темного фэнтези, но без детализации. Гримдарк часто попадает под огонь критики как раз за слишком детальное описание насилия, секса, пыток, расизма, однополых отношений / открытой гомофобии. В общем, очень специфичный жанр, который не каждому придется по душе.

А как вы относитесь к гримдарку? Напишите в комментариях :)