Вернувшись из Константинополя новообращенная княгиня Ольга принялась рьяно распространять новое учение среди восточных славян: «И посемъ святая нача требища и кумиры сокрушати по многимъ местомъ, и вот место нача кресты Христовы поставляти…». Вполне понятно, что смена языческой религии на христианство да еще и первым лицом государства стала сильнейшим пропагандистским фактором.
Но все было не так просто, как хотелось. Новую религию в прямом смысле слова приходилось насаждать ибо не все хотели менять веру. По приказу княгини Ольги стали уничтожаться места поклонения культов восточных славян, разрушались статуи древних славянских богов, а вместо них устанавливались символы новой религии — кресты.
Летописи об этом предпочитают молчать, но судя по всему, христианство на Руси продвигалось с трудом. Скорее всего, именно поэтому в 959 году Ольга направляет к германскому королю Оттону I посланников с просьбой прислать епископа: «Пришли к королю (Оттону I Великому) … послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников».
Но миссия провалилась, о чем можно прочитать в летописях 962 года. «В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».
Скорее всего, гости из Европы не смогли найти общий язык с убежденным язычником, двадцатилетним князем Святославом Игоревичем, который стал совершеннолетним и мог принимать самостоятельные решения.
Какое-то время, используя свое влияние и авторитет, княгиня сделала попытку обратить сына в христианство. Однако он упрямо стоял на своем: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Однако не запрещал своим воинам принимать христианство, ежели они этого желали. Как тут не вспомнить византийскую императрицу Ирину, которая убила своего сына, не пожелавшего во всем ей подчиняться. В случае с княгиней Ольгой у сына никаких конфликтов не наблюдалось. Мать, когда наступило время, спокойно отошла в сторону, при этом по-прежнему оставалась у власти. Мудрая была женщина!
Надо сказать, что князь Святослав много воевал, бил печенегов и хазар. Словом, был храбрым воином и посылал гонца в иные земли со словами: «Иду на вы!». Соседи его боялись и жутко мечтали уничтожить.
Однажды, во время его похода против Болгарского царства, печенеги вторглись на Русь и Киев. Ольга укрылась за высокими стенами вместе с внуками: Ярополком, Олегом и Владимиром… Город изнывал в осаде и готов был сдаться ибо помощи ждать не откуда. Княгиня со своей челядью молилась без устали и случилось настоящее чудо.
Один из жителей, история не сохранила его имени, известно только, что он был очень молод, сумел хитростью миновать лагерь печенегов и сообщить воеводе Претичу, который находился на другой стороне Днепра крик о помощи: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». И хотя войск у воеводы было немного, он все-таки двинулся на выручку, желая спасти хотя бы княгиню с княжичами. Справедливости ради следует заметить, он больше боялся своего князя, нежели горел благородным желанием. Ведь совершенно ясно, что разгневанный князь никогда бы не простил гибели любимой матушки и дорогих отпрысков. Этим его броском время было выиграно. Князю Святославу привезли послание,в котором говорилось: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?».
Князь резко повернул обратно и успел прямо-таки в последний момент. Семейство было спасено, а печенеги разбиты… Все праздновали победу, а Ольга еще раз убедилась в силе нового Бога.
Как бы там ни было, князь Киев не любил и никогда так надолго не задерживался. Сейчас уже трудно сказать, по какой причине он предпочитал больше времени проводить в небольшом городке Переяславце на Дунае, который считал серединой земли своей... Одна из возможных причин — конфликт с матерью, которая изгнала его любимую Малушу. Но это, как говорится, романтическая версия. Едва была возможность, тут же покидал город. Правда, в этот раз ему пришлось остаться. Княгиня Ольга сильно занемогла и чувствовала, что ей осталось немного. Так оно и оказалось. 11 июля 969 года княгиня Ольга умерла. Согласно ее завещанию обряд похорон проходил по христианскому обычаю.
Вот, пожалуй и все, что хотела рассказать о первой женщины-правительнице и первой равноапостольной Русской православной церкви на Руси. Сказать, что ее правление было идеальным, нельзя. Но, меж тем, стоит отдать должное — она не только удержала оставшееся ей после мужа государство, но и существенно укрепила его.
После смерти матери Святослав продолжил свои боевые походы, но длилось это не долго. Весной 972 года печенеги убили князя во время переправы на днепровских порогах.
Вместо эпилога
Спустя примерно 140 лет после ее смерти древнерусский летописец так выразил отношение к первому правителю Руси, принявшему крещение: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Публикация по теме: Ольга-Елена