В жизни все довольно редко идет по плану, а Джефф Сазерленд, кажется, знает не только причину этого, но и способ исправления. В книге «Scrum. Революционный метод управления проектами» Сазерленд описывает созданную им гибкую методологию scrum и объясняет, как ее можно применять в различных сферах деятельности.
В книге приводятся примеры внедрения этой методологии как в банковские процессы, так и в образовательную систему. При этом, как пишет Сазерленд, в компаниях после появления scrum показатели производительности неизменно вырастали в разы… Что же такого уникального предложил Сазерленд?
Если кратко, то ранее на проектах повсеместно использовалась каскадная модель управления. Она предполагала создание документации и проработанных планов, а затем часто безуспешные попытки им следования строго по пунктам.
Дело в том, что часто эти планы составляли далекие от реальных проектов люди, которые даже приблизительно не могли представить, сколько на самом деле времени нужно на реализацию задуманного.
К тому же, каскадная модель была крайне неудобной для внесения изменений. А ведь изменения появляются сплошь и рядом. В результате команды часто не успевали реализовать проект в срок и выходили за рамки бюджета.
Сазерденд предложил убрать дорогостоящее планирование, а также бумажную волокиту, и отдать все вопросы организации в руки команды исполнителей. При этом предполагается, что их работа построится на основе циклов, и команда сама будет выбирать, что им делать, и когда. Главное - чтобы в конце цикла (спринта) была реализована часть функционала, которую можно показать заказчику.
Плюсом нововведения оказалось не только увеличение производительности, но и снижение цены внесения изменений. Ведь гораздо быстрее и дешевле изменить часть функционала сразу, чем делать это, когда на его основе работает что-то еще.
Если говорить обо всем этом кратко, то для внедрения scrum потребуется следующее:
1) Набор Scrum-команды:
- Владелец продукта (обладает видением того, что необходимо сделать, учитывает риски и выгоды, пишет бэклог)
- Команда (от 3 до 9 человек, которые претворяют идею в жизнь)
- Scrum-мастер (следит за ходом выполнения проекта, обеспечивает проведение коротких собраний и помогает команде устранять препятствия на пути к цели)
2) Создание бэклога (список требований к продукту, расставленных по приоритету)
3) Уточнение бэклога продукта (команда должна оценить количество усилий и времени, которые будут потрачены на реализацию бэклога)
4) Планирование спринта (это первое скрам-собрание, когда спринт только планируется. Длительность спринта не может превышать месяц, обычно это 1-2 недели. Команда выбирает часть бэклога и прогнозирует, какое количество заданий она выполнит за спринт).
5) Обеспечение прозрачности работы для всех (например, можно завести scrum-доску, где слева будет бэклог, посредине – задачи в работе, а справа – выполненные. При этом задачи наклеиваются на доску в виде стикеров и перемещаются по столбцам по мере выполнения.
6) Ежедневный scrum (быстрые собрания, которые проводятся стоя, где каждый участник команды отвечает на 3 вопроса:
- Что ты делал вчера, чтобы помочь команде завершить спринт?
- Что ты будешь делать сегодня, чтобы помочь команде завершить спринт?
- Какие препятствия встают на пути команды?)
7) Обзор спринта (встреча, на которой команда рассказывает, что сделано за спринт, и показывает часть реализованного продукта).
8) Ретроспективное собрание (После обзора спринта команда обсуждает следующие вопросы:
- Что прошло хорошо?
- Что можно было сделать лучше?
- Что можно сделать лучше в следующем спринте?
- Какое улучшение команда может внедрить немедленно?)
9) Начало нового спринта
В общем, можно вооружаться этим перечнем и пробовать использовать скрам в своих делах. Если же хочется подробностей и интересны примеры внедрения, - стоит ознакомиться с книгой.